"Надо дать школьнику раскрыть свой потенциал"
Школьникам разрешат пересдавать ЕГЭ несколько раз. Как заявил "Известиям" министр образования Дмитрий Ливанов, если оценка не устроит ученика, он сможет повторить сдачу до трех раз по одному предмету. Директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина ответила на вопросы ведущих Максима Митченкова и Натальи Ждановой.
Планируемые изменения позволят повысить объективность оценки знаний учащихся и эффективность проведения ЕГЭ, считает министр. В планах ведомства внести законодательные изменения в сроки, которые разрешат пересдачу с 2016 года.
М.М.: Госпожа Абанкина, нужно ли вообще вводить такие дополнительные пересдачи? Целесообразно ли это?
Н.Ж.: Да, дополнительные попытки нужны или нет? Потому что школьнику, мне кажется, вполне достаточно одной попытки для того, чтобы понять, есть знания у него или нет. И потом, экзамен — стрессовая ситуация, как говорит Ливанов, но вторая и третья попытка — это тоже стресс.
И.А.: Я сторонник пересдач. Более того, я вообще сторонник того, чтобы в течение года у человека было право в любое удобное ему время прийти и сдать экзамены, если его не устраивают результаты, попробовать еще раз. Во-первых, потому что на экзаменах учатся, а во-вторых, очень трудно адекватно оценить свой собственный уровень знаний. Так будет возможно всегда выявить свои дефициты, пробелы, которые до этого были не видны. Фактически, мы говорим о том, что это итоговая аттестация за 11 лет обучения в школе, и надо, чтобы у человека была возможность проявить себя. Стресс от этого одного раза, кто-то может заболеть, много других каких-то обстоятельств.
М.М.: Может быть, не нужны эти пересдачи? Может быть, сделать, как в самом начале, когда только вводился ЕГЭ, когда проводился эксперимент, ставить автоматом тройки?
И.А.: Нет. Я считаю, что, во-первых, форма сдачи экзамена сама по себе имеет очень большой потенциал. Человек в условиях ограниченного времени должен мобилизовать, так или иначе, свои знания, умения принимать решения, построить правильную стратегию, как ему лучше решить сложную задачу и получить много баллов, решить сначала более простые задания и оставить время на сложные. Это достаточно важная ситуация для жизни. Умение адекватно себя вести, управлять собой, своими потенциалами и ресурсами, мне кажется, очень важно. Надо снять стресс сию минуту, в этот день определения. Потому что, еще раз подчеркну, это не промежуточное желание кого-то в чем-то уличить или поймать. Надо дать человеку раскрыть свой потенциал. Поэтому я за гибкую, удобную для самого человека форму сдачи экзаменов, в которой он бы мог себя проявить.
Н.Ж.: Недавно сообщалось о том, что собираются убрать тестовую часть с вариантами ответов. Теперь появятся попытки сдачи ЕГЭ. Опять возникают вопросы к такой форме сдачи экзамена, потому что при традиционных вариантах, до введения ЕГЭ, учитель мог задать дополнительный вопрос школьнику, понять, насколько глубоко он знает тему. В человеческом контакте как раз, мне кажется, этого стресса получалось гораздо меньше.
И.А.: Основные экзамены, которые сдаются, были письменными и по математике, и по алгебре, и по геометрии, и сочинения писали. Какие-то дополнительные вопросы учитель задать не мог. Мы здесь говорим об итоговой аттестации, которая должна быть максимально независимой от школы для того, чтобы учитель не подсказывал и не себе ставил оценку. Поэтому тестовая часть вызывает много споров, стоит или не стоит ее убирать, потому что она позволяет ребятам с низкими результатами подтвердить, что в минимальном объеме, но они владеют знаниями и могут получить аттестат. Если уберут эту часть, действительно станет довольно сложно. Фактически с той частью, которую надо решать, к которой надо быть готовым, справится на 20% меньше.
М.М.: Госпожа Абанкина, о каком стрессе может идти речь, если весь 11 класс школьников готовят к сдаче ЕГЭ? Целый год проводят эти экзамены, репетицию проводят, и потом людям остается сделать все то же самое.
И.А.: Вы здесь не совсем правы, потому что есть новые программы. По математике, физике, химии достаточно много нового, включая довольно серьезные разделы, такие как теория вероятности, начала статистики и так далее. Поэтому вы здесь не правы. Только к ЕГЭ готовиться недостаточно, надо осваивать еще и новый материал. Одного года тут мало.
Н.Ж.: Подготовка к ЕГЭ требует времени и ресурсов. Если это все растянется на все лето, эти три попытки, как вообще справятся школы?
И.А.: Я считаю, что это должно быть в течение года. Не надо переносить на лето все попытки, все должно быть в течение учебного года.