Восток Украины вступил в битву за выборы
Спецкор "Ъ" выяснял, где и как пройдет голосование 25 мая
Официальные власти Донецкой области уверяют, что смогут провести президентские выборы 25 мая на всей территории региона, кроме Славянска. Лидеры же самопровозглашенной "Донецкой народной республики" признавать предстоящие выборы отказываются и обещают закрывать все избирательные участки, которые откроются в день голосования. Что из этого может получиться, выяснял спецкор "Ъ" ИЛЬЯ БАРАБАНОВ.
— Нам представляется, что президентские выборы 25 мая нелегитимны. Проведение их на территории наших независимых государств (самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик.— "Ъ") незаконно и, я думаю, даже не будет такой попытки. Могу сказать, что мы эти выборы не признаем,— заявил вчера "народный губернатор" Донецкой области Павел Губарев.
Денис Пушилин, избранный "председателем Верховного совета ДНР", на воскресном митинге в Донецке также подтвердил, что президентских выборов на территории региона не будет.
— Мы ведем разъяснительную работу с населением, а те участки, которые 25 мая все же решат открыться, будем закрывать,— заявил "Ъ" один из командиров местного ополчения, сопредседатель президиума "Верховного совета ДНР" Мирослав Руденко.— Заявления назначенного Киевом губернатора Сергея Таруты о том, что выборы состоятся, блеф. Думаю, они смогут открыть несколько участков на контролируемых ими территориях в больницах или тюрьмах, но по большому счету это будет показушная история.
Господин Тарута несколько дней назад действительно заявил, что подготовка к выборам идет по плану и голосование не смогут организовать только в захваченном вооруженными группами Славянске — окружная избирательная комиссия оттуда была перенесена в Александровку.
Советник господина Таруты, курирующий подготовку к выборам, Валерий Жалдак подтвердил "Ъ", что в Славянском районе власти региона намерены организовать голосование. По его словам, информация о том, как и когда в регион будут доставлены бюллетени для голосования, является секретной — во избежание попыток их уничтожения.
— Нам предстоит обеспечить работу 22 окружных избирательных комиссий и почти 2,5 тыс. избирательных участков,— говорит Валерий Жалдак.— В Донецкой области проживают почти 10% всех избирателей Украины. А с теми, кто намерен сорвать выборы, остается договариваться, убеждать, что есть и другое мнение, которое надо уважать.
Успешность таких переговоров, впрочем, вызывает сомнения. Вчера вооруженные люди захватили избирательную комиссию в Шахтерске, а еще раньше — в Краматорске. Несколько избирательных комиссий были захвачены также в Луганской области — в Антраците и Красном Луче.
Проблемы с доставкой списков избирателей на участки признал вчера и заместитель председателя ЦИК Украины Андрей Магера. "На уровне всех без исключения 22 областей предварительные списки избирателей были переданы на избирательные участки и процент готовности составляет 100%. Зато в Донецкой и Луганской областях по понятным причинам ситуация остается пока неудовлетворительной — в части передачи списков избирателей на участки",— заявил господин Магера.
По его словам, в Донецкой области на сегодня пока только 26% избирательных участков получили предварительные списки избирателей, а в Луганской области — 16%.
Есть проблема и с набором людей в избирательные комиссии — многие не хотят в них работать, опасаясь за свою безопасность. Вчера главу одной из окружных избирательных комиссий в Донецке похитили и несколько часов удерживали неизвестные. Аналогичные инциденты происходят и в Луганской области.
Голосование наверняка состоится в Великоновоселковском районе Донецкой области. Его контролирует батальон "Донбасс", выступающий за единую Украину.
А вот в Мариуполе голосование под вопросом: поддерживающие "Донецкую народную республику" активисты грозятся создать отряды, которые будут следить за тем, чтобы голосование было сорвано. Тем не менее официальные органы власти в городе функционируют, а вчера вечером рабочие принадлежащих Ринату Ахметову заводов планировали провести митинг в поддержку мирного урегулирования ситуации в стране, но в итоге были вынуждены его отменить — из опасения провокаций и новых столкновений.