В Европе прибавилось крайних
В Европарламенте могут усилиться позиции партий, называющих себя друзьями Москвы
На этой неделе в странах ЕС пройдут выборы в Европарламент, на которых многие прочат успех евроскептикам, представляющим крайне правые движения. С учетом того, что их лидеры не раз выступали в поддержку РФ, ряд западных экспертов прогнозирует, что в триумфе крайне правых могут быть заинтересованы именно в Москве. Постпред РФ при ЕС Владимир Чижов заверил "Ъ", что "обвинения в адрес России в политической ангажированности не имеют под собой никаких оснований".
Депутаты от крайне правых партий — от регионалистов из итальянской "Лиги Севера" до венгерских ультраправых из "Йоббика" — занимают сейчас около 50 из 766 мест в Европарламенте, а наименее радикальные из них даже образовали отдельную фракцию — "Европа за свободу и демократию" (EFD). Однако на сей раз голосовать за крайне правых готовы куда больше избирателей, чем на прошлых выборах 2009 года: в отдельных странах этот показатель достигает 25%. "Повсюду на Старом континенте разыгрывается один и тот же сценарий: антиевропейские националистические или ксенофобские партии очаровывают избирателей, потерявших веру в Европу, которая могла бы их защищать",— констатирует французская либеральная газета Le Monde.
Некоторые западные эксперты уже делают вывод, что в случае триумфа евроскептиков новый состав Европарламента может занять более благожелательные позиции в адрес России. Более того, крайне правые могут получить поддержку леваков, традиционно симпатизирующих Москве.
Лидеры и члены руководства партий правого спектра действительно не раз выступали в поддержку политики Москвы в целом и на Украине в частности. "Мы полагаем, что Владимир Путин восстановил позиции России и в экономике и в геополитике, и Россия пользуется большим уважением в мире",— заявил "Ъ" советник главы "Национального фронта" Эмерик Шопрад, возглавляющий партийный список на выборах в парижском регионе. Ряд евродепутатов от крайне правых партий приняли участие в мониторинге референдума в Крыму 16 марта.
Впрочем, в Москве отрицают, что собираются делать ставку на крайне правых в Европарламенте. "Мы ведем диалог со всеми политическими силами, представленными в Европарламенте,— пояснил "Ъ" постпред РФ при ЕС Владимир Чижов.— Обвинения в адрес России в политической ангажированности не имеют под собой никаких оснований и играют на руку лишь тем, кто не заинтересован в развитии сотрудничества между Россией и ЕС". По словам постпреда, в рамках механизма межпарламентского сотрудничества диалог между различными фракциями Госдумы и группами Европарламента ведется как по политической линии, так и в рамках отдельных отраслевых комитетов.
К тому же шансы крайне правых на создание праворадикальной фракции в Европарламенте невелики: партиям, выступающим с крайних и популистских позиций за национальные, а то и региональные интересы, не так просто договориться между собой. Их политическая группа, если и появится (для этого необходимо объединиться как минимум 25 депутатам из семи стран ЕС), вряд ли будет устойчивой.
Кроме того, движущей силой симпатий правых партий к России во многом остается евроскептицизм — одобрение критики Москвы в адрес ЕС (и США) и выступления России в защиту консервативных ценностей. Пресс-секретарь националистической Британской национальной партии (BNP) Саймон Дэрби пояснил "Ъ": "Мы хотим быть друзьями Москвы, но мы не пророссийская партия".