"Строительство московского метро китайцами — это мощная пощечина Западу"

Китайцы будут строить новую ветку столичного метрополитена. Она протянется от Сокольнической линии до поселка Коммунарка в Новой Москве. Эксперты сомневаются в инвестиционной окупаемости проекта и отмечают, что участие иностранцев в работах на стратегическом объекте крайне нежелательно.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Московское метро построят китайцы. Компания "Мосинжстрой", которую контролирует столичная мэрия, заключила с двумя китайскими предприятиями соглашение о строительстве ветки на территории Новой Москвы. Документ подписан в рамках визита мэра Сергея Собянина в Пекин. Китайские инвесторы готовы вложить $2 млрд в строительство шести станций и 15 км путей. Затраты иностранных партнеров планируется возместить из доходов от продажи билетов, сообщил корреспондент газеты "Коммерсантъ" Халиль Аминов.

"Новые станции метро китайцы построят на 15 км — это примерно шесть станций. Новая ветка протянется от станции "Улица Новатора" до станции "Столбово". Ветка метро протягивается в Новую Москву. По условиям соглашения, китайская сторона подписывает с компанией "Мосинжпроект", курирующей строительство метро в Москве, некий контракт, который позволяет инвестору получать инвестиции за счет использования построенного объекта. При этом надо учитывать, что ценообразование будет точно таким же, как и на территории всей Москвы", — рассказал Аминов.

Речь идет о ветке, соединяющей Сокольническую линию метро и поселок Коммунарка. Там московские власти создают офисно-административный квартал. Строительство ветки еще не начато. По плану оно должно стартовать в 2018 году, а если удастся привлечь инвесторов, то и раньше. Об этом сообщил заммэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин. Вряд ли китайские инвесторы смогут получить деньги за счет использования объекта, считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

"Все зависит от формата этого документа: каковы будут финансовые обязательства города и каковы будут финансовые обязательства зарубежного партнера. Сделать здесь простую модель с тарифом трафиковой окупаемости, грубо говоря, они построят, а потом возьмут билетные доходы и окупят — этого не бывает в природе. Такого сорта контракты предполагают весьма сложную и многолетнюю систему взаимных обязательств. У меня есть большие сомнения, что это может окупиться за счет текущих тарифов", — отметил Блинкин.

Московский метрополитен начал работать в 1935 году. Почти сразу он стал стратегическим объектом и во время войны использовался москвичами как бомбоубежище. До сих пор в столице существует разветвленная система закрытых тоннелей, и привлекать к строительству метро иностранцев неразумно. В этом уверен профессор кафедры истории архитектуры Московского архитектурного института Алексей Мусатов.

"Я этим решением ошарашен. Это сверхсекретное учреждение. Это вопрос стратегической безопасности, это вопрос безопасности правительства, это очень тесно завязано с системой противоракетной обороны. Об этом не принято говорить, но, тем не менее, это так. Понятно, что привлекаются деньги, — сейчас время не самое легкое. У Китая денег много, у всех остальных денег мало. В этом смысле, это, наверное, интересно. Я думаю, что это чисто политическое решение. В связи с охлаждением нашей любви с Европой, это обозначение разворота наших интересов на Восток и мощная пощечина Западу", — считает Мусатов.

Как заявил мэр Москвы Сергей Собянин, программа привлечения инвестиций в строительство московского метро — одна из самых крупных в мире и крупнейшая в Европе. Она предусматривает строительство 150 км линий метрополитена и более 70 станций. Московские власти планируют построить эти объекты к 2020 году.

Вся лента