Битва шантажистов
Кандидат на пост председателя Еврокомиссии, бывший премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер обвинил своего британского коллегу в шантаже. На самом деле, похоже, Дэвид Кэмерон желает лишь сохранения Европейского союза.
Жан-Клод Юнкер, бывший премьер-министр Люксембурга и основной кандидат на пост председателя Еврокомиссии, обвинил Дэвида Кэмерона в шантаже. "Европа не должна позволять, чтобы ее шантажировали",— заявил Юнкер газете Bild am Sonntag, комментируя сообщения о том, что премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон дал понять, что его страна может выйти из ЕС в случае, если Юнкера изберут председателем. Многие эксперты говорят, однако, что если уж кого и следует обвинять в шантаже, так это самого Юнкера. Юнкер — один из старейших и влиятельнейших политиков Европы. Некогда его называли Господином Евро — за вклад в создание единой европейской валюты. Быть главой Евросоюза — его давнишняя мечта. Тем не менее политическая карьера Юнкера практически закончилась у него в стране, где он оказался замешанным в громком шпионском скандале. Нынешние выборы председателя Еврокомиссии — последний шанс для него остаться не только в Европе, но и в политике. Поэтому он, похоже, использует все свои возможности (которых, несмотря на проблемы, у него достаточно), чтобы заставить европейских лидеров поддержать его кандидатуру. Две недели назад Юнкер одержал важную победу, буквально заставив главного политика Европы — Ангелу Меркель — публично поддержать его. Этому предшествовала, пожалуй, беспрецедентная кампания в пользу Юнкера со стороны напуганных успехом крайне-правых на выборах в Европарламент немецкой прессы и лидеров СДПГ, которым он представляется меньшим из зол. "Любое другое решение будет предательством",— заметила генеральный секретарь партии Ясмин Фахими.
Тем не менее Юнкер совершенно неприемлем для Дэвида Кэмерона, который считает люксембургского экс-премьера слишком проевропейским, слишком косным и слишком довольным нынешним положением дел в ЕС, чтобы ожидать от него каких-то осмысленных реформ союза. "Человек из 80-х не может руководить Евросоюзом в XXI веке",— заметил Кэмерон. Кэмерона активно поддерживают Венгрия и Швеция, с ним же готовы согласиться Франция и Италия. Франсуа Олланд хочет видеть на посту председателя Еврокомиссии своего министра финансов Пьера Московичи, Италия же не настаивает на каком-то конкретном кандидате, говоря лишь о том, что "Юнкер — одна из кандидатур, но вовсе не единственный кандидат".
Выступая против Юнкера, Дэвид Кэмерон, однако не занимается шантажом. Скорее, он спасает Евросоюз. Учитывая рост популярности евроскептиков в Британии, пребывание федералиста Юнкера во главе ЕС скорее заставит избирателей на предстоящем референдуме о пребывании Британии в ЕС (он состоится не позднее 2017 года) выступить против членства страны в союзе. Если катастрофой для единой Европы считали выход из союза Греции в разгар экономического кризиса и фактически купили ее членство за €110 млрд, то еще большей катастрофой станет для Европы потеря Британии, единственной страны, которая относительно быстро вышла из кризиса и столица которой, Лондон, остается финансовой столицей не только Европы, но и мира. Разумеется, и для самой Британии последствия выхода из ЕС будут катастрофическими, однако для ЕС они станут и вовсе фатальными.