"Митрофанов может сам сложить с себя депутатские полномочия"
Генпрокуратура просит снять с депутата Алексея Митрофанова неприкосновенности. Представление о лишении Митрофанова иммунитета уже поступило председателю Госдумы Сергею Нарышкину и направлено в комитет по регламенту. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на собственные источники. Адвокат, член экспертного совета комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Почуев ответил на вопросы ведущей Дарьи Полыгаевой.
По данным СМИ, представление может быть рассмотрено уже 20 мая. По версии следствия, депутат Алексей Митрофанов и его помощник Александр Деревщиков были причастны к вымогательству взятки у бизнесмена Вячеслава Жарова. Господин Митрофанов якобы присутствовал при передаче денег, но статус неприкосновенности не позволил следователям его задержать. Сейчас он проходит по делу свидетелем.
— Насколько сложна эта процедура? Велики ли шансы того, что Митрофанова лишат неприкосновенности?
— При определенной политической воле — это формальная процедура, а при отсутствии таковой воли эта процедура может затянуться и закончиться фактически отказом депутатского корпуса лишить депутата неприкосновенности.
— То есть это решение сейчас в политической плоскости лежит, не в юридической?
— Безусловно. Надо отметить, ведь у нас Государственная дума — тоже политической орган, и депутатская неприкосновенность является основной политической гарантией для депутатов их деятельности. Любой депутат занимается какой-то деятельностью, и создать, может быть, даже сымпровизировать какое-то обвинение в каких-то коррупционных отношениях можно фактически в отношении любого депутата. Вопрос в обоснованности этих обвинений.
— Понятно, но дело-то расследуется, Дума же должна следовать каким-то процедурам. Они должны рассмотреть этот вопрос, насколько я понимаю, на заседании профильного комитета?
— Безусловно. Более того, существует определенный регламент, по которому данное решение должно иметь поддержку депутатского корпуса. Без политической воли, я бы сказал, это решение невозможно.
— Прецеденты были? Когда у нас в последний раз лишали неприкосновенности и осуждали депутата?
— Я точно не помню, чем закончилась история с господином Гудковым, но мне кажется, он был лишен либо добровольно сложил полномочия, имея такую угрозу. Я думаю, что и в данном случае возможен такой исход, что, понимая итог самой процедуры при наличии политической воли, господин Митрофанов сам сложит с себя депутатские полномочия и пойдет на сделку со следствием, дабы уменьшить свою ответственность, если действительно такое явление имеет место быть. Если нет, то тогда возможна какая-то политическая борьба вокруг этого вопроса.
— Как вы считаете, в данном случае требования Генпрокуратуры насколько обоснованы?
— На 100%. Дело в том, что есть определенные уголовно-процессуальные возможности, например, обращаться в Госдуму с таким заявлением, и она использована. Генпрокуратура действует в полном соответствии букве закона и преследует свои интересы, может быть, даже формально следственные, а, может быть, и политические. Тогда, конечно, вопрос, скорее, не к адвокату, а к каким-то политическим аналитикам.