"Было важно продемонстрировать единство либерального и патриотического крыла"
Дмитрий Медведев заявил, что Москва не дает гарантий по сохранению территориальной целостности Украины. Об этом премьер-министр рассказал в интервью агентству Bloomberg. По мнению экспертов, своим заявлением Медведев хотел продемонстрировать поддержку позиции Кремля в отношении Украины.
Россия не собирается гарантировать территориальную целостность Украины. Об этом Дмитрий Медведев заявил в интервью агентству Bloomberg. Так премьер-министр ответил на вопрос, может ли Москва гарантировать, что Луганская и Донецкая области не станут частью России. Глава правительства заявил, что Евросоюз и США со своей стороны должны гарантировать невмешательство во внутренние дела Украины, а киевские власти должны дать гарантии своему народу.
"Во-первых, мы ничего никому не должны гарантировать, потому что мы никогда не принимали на себя никаких обязательств на эту тему, но мы исходим из того, что самая главная задача — успокоить ситуацию на территории Украины, не гарантировать что-то кому-то, а успокоить эту ситуацию. Пусть нам наши партнеры по диалогу, в том числе Евросоюз и Соединенные Штаты Америки, что-нибудь прогарантируют о том, что не будут вмешиваться во внутренние дела Украины. Пусть они нам прогарантируют, что они не будут втягивать Украину в Североатлантический альянс, что те люди, которые живут на востоке, не потеряют возможности говорить на русском языке, что не придет какой-нибудь безумный "Правый сектор", не начнет их резать. Пусть нам наши партнеры прогарантируют что-нибудь на эту тему. Не Россия что-то должна гарантировать, а украинские власти должны гарантировать своему народу, что на востоке будет спокойно, что они не будут применять тяжелую технику, включая танки и самолеты, вертолеты против своих людей. Вот что необходимо гарантировать, сесть за стол переговоров и говорить о будущем, каким образом оно видится и властям Киева, и людям, которые живут на востоке", — подчеркнул Медведев.
При этом некоторые эксперты вспоминают Будапештский меморандум 1994 года, который подписали США, Соединенное Королевство, Украина и Россия. Документ был принят в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. В первом же его пункте все три страны обязуются уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины. С начала кризиса в стране российский МИД и Запад обмениваются обвинениями в нарушении этого соглашения. На самом деле юридической силы меморандум не имеет, считает политолог Павел Святенков.
"Если существует некий международный документ, то всегда стороны его подписавшие могут интерпретировать тем или иным способом. Будапештский меморандум с юридической точки зрения являлся документом не обязательным, по сути дела, декларацией. Это не договор, его не ратифицировали парламенты соответствующих государств. Поэтому, если Запад хочет, чтобы Россия гарантировала территориальную целостность Украины, для этого нужен всеобъемлющий договор, имеющий юридическую силу и обязательный для выполнения и Россией, и Украиной, и западными державами-гарантами. Понятно, что на меморандумах серьезная политика держаться не может", — сказал Святенков.
При этом некоторые эксперты уверены, что Будапештское соглашение не обязательно ратифицировать — достаточно того, что стороны его подписали, а значит его положения обязательны к выполнению. По этому поводу во время событий в Крыму высказался президент Владимир Путин. После того как Совет Федерации разрешил ему вводить войска на территорию Украины, глава государства заявил, что после революции там возникло новое государство, а с ним Россия никаких документов не подписывала. Теперь свою поддержку президентской позиции продемонстрировал и Дмитрий Медведев, отметил политолог, доцент кафедры политической теории МГИМО МИДа Кирилл Коктыш.
"Думаю, что Дмитрий Анатольевич и так хотел каким-то образом в теме отметиться. И когда наступил юридический момент, и возможно сделать юридически значимое заявление, он этой возможностью воспользовался. С другой стороны, опять же, было важно продемонстрировать единство либерального и патриотического крыла. Условно говоря, промедведевского и пропутинского. Я думаю, это заявление в интервью тоже преследовало ровно эти цели. Главные адресаты — это Соединенные Штаты. Здесь можно, конечно, увидеть параллели между появившейся два дня назад в Financial Times статьей бывшего сотрудника американских спецслужб о том, что раздел Украины, наверное, был бы не самой желательной, но вполне приемлемой опцией", — сказал Коктыш.
В том же интервью агентству Bloomberg Дмитрий Медведев назвал все предположения о том, что Россия хотела бы присоединить к себе новые земли, пропагандой. Также премьер вновь отверг обвинения в аннексии Крыма.