Урал берут в кольцо
власть и бизнес
В Свердловской области приступили к реализации крупного туристического проекта, призванного стать визитной карточкой региона — «Самоцветное кольцо Урала». Его маршрут составит около 650 км и охватит 60% достопримечательностей области. Это первый проект по развитию внутреннего туризма, где будет реализован принцип государственно-частного партнерства, при этом его стоимость оценивается более чем в 2 млрд рублей. Ключевым инвестором станет федеральный туроператор Vista, который намерен вложить в развитие «кольца» более 1 млрд рублей. Ожидается, что к 2020 году турпоток на этом направлении увеличится до 1,5 млн человек в год.
Частно-государственный туризм
Маршрут «Самоцветное кольцо Урала» имеет протяженность 647 км и охватывает Екатеринбург, Березовский, Реж, Артемовский, Ирбит, Алапаевск, Мурзинку, Нижний Тагил, Невьянск. «На этом маршруте расположено 60% достопримечательностей Свердловской области. И мы рассчитываем, что проект станет новой точкой экономического роста восточных территорий региона», — рассказала заместитель министра экономики региона Елена Новоторженцева. На данном маршруте, помимо имеющихся, планируется создать новые объекты туристического показа, например, агропарк в Артемовском, демидовскую пристань в Нижнем Тагиле и многие другие. Также запланирована реконструкция мотодома в Ирбите, создание геопарка в Мурзинке, обустройство тропы Ферсмана в Реже, реконструкция автодороги Николо-Павловское—Мурзинка—Алапаевск. «Проект является базовым туристическим маршрутом. Мы планируем его развивать с привлечением частных инвесторов. Так, около шести проектов „Самоцветного кольца Урала” предполагают бюджетное инвестирование и десять проектов — частные вложения средств. На этапе проработки проекта из бюджета будет выделено около 1 млрд рублей до 2017 года. Кроме того, власти планируют активно привлекать федеральные средства на строительство и реконструкцию музеев. Частные вложения составят порядка 1,5–2 млрд рублей. Инвестором выступает туристическая компания Vista. Кроме того, в рамках проекта мы сотрудничаем с местными предпринимателями. Это позволит, в первую очередь, развивать экономику территорий, диверсифицировать ее», — рассказала госпожа Новоторженцева. В региональном правительстве добавили, что регион консолидирует ресурсы на проекте туристического маршрута «Самоцветное кольцо Урала», который предусматривает ремонт дорог, финансирование подвижного состава Алапаевской железной дороги, промо-мероприятия. Так, только на завершение ремонта дорог на маршруте «Самоцветного кольца» на 2014 год предусмотрено 260 млн рублей.
Директор департамента малого и среднего предпринимательства и туризма министерства экономики Свердловской области Александр Породнов рассказал, что по оптимистичным прогнозам к 2016 году рост потока по территориям составит около 28–30%, а к 2020 году — порядка 60% (до 1,5 млн человек в год). На сегодняшний день в муниципалитетах, расположенных на маршруте «Самоцветного кольца», требуется создать 15 гостиниц на 400-450 человек. Еще 16 — к 2020 году.
Проект презентован в Ростуризме в рамках автотуристического кластера, способного привлечь семейную аудиторию, как маршрут выходного дня. Региональные власти надеются, что проект будет включен в федеральный перечень туристических проектов на 2016–2017 годы.
Президент компании Vista Максим Пузанков рассказал, что компания уже работает над проектом. «Сейчас мы занимаемся созданием концепции проекта и, по сути, дальше готовы им управлять. Компания готова стать ключевым инвестором и уже заявилась на 5–6 объектов на этом маршруте», — рассказал он. Господин Пузанков пояснил, что речь идет о создании придорожного сервиса на всем туристическом маршруте, гостевых домов, отелей, магазинов. Кроме того, компания планирует создать агропарк — комплекс из нескольких ферм, объеденных на одной площадке в виде магазинов, кафе, гостевых домов, зон развлечений. По предварительным подсчетам, проект оценивается в сумму более 2 млрд рублей — более 1 млрд рублей будет выделено из бюджета области, оставшаяся часть придется на частных инвесторов. «Мы оцениваем свои вложения в 30–40% от общей суммы частных инвестиций. Остальные средства будут привлекаться у других инвесторов, в том числе владельцев магазинов и кафе на этом маршруте», — рассказал господин Пузанков. Такие вложения, считает директор компании, смогут окупиться через 8–10 лет. Полностью проект планируется реализовать к 2020 году.
Pr-пробег
К популяризации проекта присоединились рок-звезды. 14 июня в Екатеринбурге стартует мотопробег по «Самоцветному кольцу Урала». Как рассказал один из авторов идеи пробега, директор фестиваля «Старый Новый Рок» Евгений Горенбург, пробег финиширует 20–21 июня в Заречном. Длина маршрута составит около тысячи километров. В рамках пробега пройдет пять промо-концертов в Нижнем Тагиле, Реже, Алапаевске, Ирбите, Талице, где выступят хедлайнеры российского масштаба: группы DDT, «Сурганова и Оркестр», Billy’sBand, Вадим Самойлов, а также украинская группа «С.К.А.Й.» и молодые уральские музыканты из каждого муниципалитета, расположенного на «Самоцветном кольце». На сегодняшний день в оргкомитет для участия в байк-рок-пробеге по «Самоцветному кольцу Урала» уже поступили заявки от 250 творческих коллективов, в том числе из Украины, Белоруссии, Латвии и Германии. Свои демозаписи прислали около 10% групп из городов «Самоцветного кольца».
Как пояснил директор департамента поддержки малого и среднего предпринимательства и туризма министерства экономики Свердловской области Александр Породнов, «новый туристический продукт региона „Самоцветное кольцо Урала” позиционируется как автотуристический кластер, идея провести по этой территории мотопробег логична. Если мероприятие окажется успешным, оно может стать ежегодным и в перспективе превратиться в визитную карточку нашего региона». «Байк-рок-пробег, объединяющий самые сильные бренды Урала — рок-музыку, байкерское движение и туристические достопримечательности, один из ярких способов привлечь внимание к основному туристическому маршруту региона жителей Свердловской области и других регионов России. Также это прекрасная возможность для муниципалитетов заявить о себе и привлечь инвесторов», — отмечают в правительстве.
В рамках мотопробега будет снят фильм под рабочим названием «Байки земли уральской». Сорежиссером, продюсером и спикером будущего фильма выступит известный музыкант, лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин. Рабочее название — «Байки земли уральской» — родилось у него сразу. Владимир Шахрин и организаторы Пробега «По Хребту» делают упор на байки и легенды, связанные с уральской землей и всеми ее уголками. «В ходе работы над организацией байк-рок-пробега стало очевидно, что не показать уникальные достопримечательности Урала мы не имеем права. Отсюда и родилась идея сделать кино о родном крае, „опорном крае державы”. Потому что Урал — энергетический центр вселенной. Потому что именно здесь рождаются великие композиторы, великие разведчики и первые президенты. Этой идеей я заразил Владимира Шахрина, и он уже включился в работу», — рассказывает Евгений Горенбург.
Еще одним шагом по продвижению туристического потенциала региона станет первый международный фестиваль художественных промыслов «Тайны самоцветного кольца», который пройдет с 30 мая по 1 июня в селе Нижние Таволги Невьянского района. Организаторы фестиваля планируют привлечь к участию мастеров и художников по таким направлениям, как ткачество, вышивка, лоскутное шитье, изготовление плетеных изделий, художественная обработка металла, ковка, роспись по металлу, дереву, фарфору, изготовление изделий из керамики, камнерезных и ювелирных изделий. В рамках фестиваля запланированы не только выставки и мастер-классы, но и круглые столы, бизнес-встречи, концерты, пленер. Кроме того, каждый из фестивальных дней станет тематическим, например, 31 мая станет днем самоцветов, художественной ковки и нижнетагильского подноса, а 1 июня пройдет популярный конкурс «Таволожская свистулька».
«Самоцветное кольцо Урала» презентуют иностранным туроператорам
Первый в этом году визит иностранных туроператоров в Свердловскую область совершила делегация из Чехии. В регион прибыло 30 представителей турбизнеса и СМИ Чешской республики. «На выставке Holiday World, состоявшейся в Праге в феврале этого года, были презентованы туристические ресурсы нашего региона, а именно, возможности минералогического и индустриального туризма в рамках „Самоцветного кольца Урала”. Чешские туроператоры заинтересовались нашими достопримечательностями и приняли приглашение приехать в Свердловскую область, чтобы лично оценить возможности для привлечения сюда чешских туристов», — сказала заместитель директора Центра развития туризма Свердловской области Надежда Шестакова. «Я пишу о развивающихся туристических местах, а Свердловская область — одно из таких мест. Приятно удивлен тем, что уже увидел здесь: динамично и со вкусом развивающийся Екатеринбург, где соседствуют и исторические памятники, и современные здания. Город по духу напомнил мне Санкт-Петербург, и если там — ворота в Европу, то здесь — ворота в Азию», — сказал туристический обозреватель чешского издания Pravo Бонислав Боровичка. За время информационного тура участники посетили знаменитую Невьянскую наклонную башню и познакомились с памятником индустриального туризма — единственным в России музеем-заводом под открытым небом в Нижнем Тагиле. Стороны договорились об организации событийных и деловых мероприятий и привлечении турпотока в Свердловскую область. Напомним, что из Екатеринбурга в Прагу несколько раз в неделю благодаря регулярным прямым авиарейсам направляются сотни туристов. Однако «обратного потока» туристов пока нет. Центр развития туризма с помощью инфотура ставит целью развитие продуктивных связей, способствующих увеличению турпотока не только из России в Чехию, но и в обратном направлении. Также в текущем году запланированы подобные информационные туры с представителями туристического бизнеса Германии, Италии, Китая, Казахстана — государствами, имеющими прямое авиасообщение со Свердловской областью.