Брендом единым

проект

Уральский бизнес ищет возможности для создания качественного туристического продукта, способного объединить все субъекты УрФО. Первым шагом к этому стала разработка единого бренда «Большой Урал» (Great Ural). Ожидается, что он будет способствовать продвижению уральского туризма на зарубежный рынок.

Под брендом

Профессиональные участники туристического рынка приняли решение о разработке и продвижении единого бренда на Урале. В итоге в 2013 году совет по развитию туризма Свердловской области выбрал для позиционирования региона на туристическом рынке бренд — «Большой Урал» (Great Ural). Как поясняют в Центре развития туризма Свердловской области (занимается продвижением бренда), идея о новом бренде появилась после ряда международных выставок, на которых уральские участники выступали вместе. Организаторы обнаружили, что у иностранцев больший интерес вызывает регион целиком, а не отдельные его части. Поэтому было решено избрать для Урала соответствующую концепцию. «Цель такого объединения — создание бренда, узнаваемого как на международном, так и на российском рынке, — рассказала директор Центра развития туризма Свердловской области Эльмира Туканова. — Основная задача — создать единый турпродукт и увеличить туристический поток в наш регион, что гораздо проще делать совместными усилиями. Отмечу, что Свердловская область выступает своеобразным „локомотивом” и „организатором” этого бренда, который объединит Челябинскую, Тюменскую, Курганскую области, республику Башкортастан, Пермский край, ЯНАО». Отметим, что Ханты-Мансийский автономный округ и республика Коми с этого года также вошли в состав бренда «Большой Урал».

Как поясняют организаторы, создание бренда «Большой Урал» предусматривает подготовку общего календаря событийных мероприятий, которые будут интересны туристам, создание единого логотипа и рекламной продукции, совместную работу на выставках. Особенности нового брендинга активно обсуждали участники уральского туристического рынка и приглашенные гости из других регионов в начале апреля текущего года на II Международном туристском форуме «Большой Урал-2014». Ключевым событием форума стало пленарное заседание «Внутренний туризм: возможность для бизнеса». Как подчеркивалось в ходе заседания, новый бренд «Большой Урал» должен помочь в позиционировании регионов УрФО на зарубежном рынке. Кроме того, в рамках форума прошли презентации комплексных туристских проектов. Тюменская область представила проект «Тобольск туристический», Башкирия — «Золотой пояс Урал-батыра», Южный Урал — «Остров Веры» на озере Тургояк.

Медведи в Европе

Директор международной туристской выставки «Интурмаркет» Ольга Хоточкина, выступавшая с докладом «О продвижении межрегиональных брендов на международных выставках», отметила, что главным инструментом привлечения потока иностранных туристов является выступление на международной арене. «Однако отсутствие единой стратегии приводит к тому, что мы видим на международных мероприятиях наличие множества мелких стендов регионов, которые теряются и не представляют собой единого целого. Нередко к нам подходят иностранные коллеги и спрашивают, почему Россия представляется в разных уголках павильона, а не одним большим стендом? А все просто — это обычное освоение бюджета, выделенного на участие в подобных мероприятиях. Реальной пользы от подобного представления продукта мало», — отмечает эксперт. По мнению госпожи Хоточкиной, на данный момент регионы России абсолютно не представлены в иностранном сегменте в интернете. «Ни в социальных сетях, ни на профильных сайтах зарубежные партнеры не могут найти ничего о туристических продуктах в России. Мы до сих пор даже используем бумажные технологии в презентациях, тогда как весь мир уже перешел на интерактивные технологии. Мы „медведи” в глазах европейских коллег. Поэтому новый бренд регионов УрФО необходимо продвигать за рубежом с учетом современных тенденций в данной отрасли», — пояснила госпожа Хоточкина.

В качестве положительного примера на заседании был отмечен бренд «Великая Волга», который представил руководитель департамента по туризму Самарской области Михаил Мальцев. «Основной задачей при создании бренда было новое позиционирование Самарской области, как в России, так и за рубежом. В итоге был выбран главный бренд — река Волга, которая и стала жемчужиной проекта. Главными „фишками” стали теплоходные круизы, которые вышли далеко за пределы Самарской области — и в Казань, и в Ульяновск, и в Татарстан. Всего 17 регионов входит в этот бренд», — пояснил господин Мальцев. По его словам, на данный момент региональные власти задумываются и о развитии автотуров в рамках нового бренда. «Однако, несмотря на имеющийся спрос, инфраструктура для подобных путешествий пока слабо развита не только у нас, но и по всей России», — отметил эксперт.

Железный путь

Между тем в неформальных беседах участники уральского туристического рынка пока скептически относятся к планам по развитию «Большого Урала», так как на данный момент как такового туристического продукта для бренда не приготовлено. «Если мы говорим о регионах, то там есть продукты — тот же самый Север, где существуют туры к манси. Но это не „Большой Урал”, это отдельная программа туристических компаний ХМАО», — поясняет собеседник. Первой попыткой разработки турпродукта можно считать концепцию компании «РЖД Тур», которая рассматривает вопрос о регулярных туристических поездках на специальном поезде от Перми до Тобольска и обратно через Екатеринбург и Тюмень. «В проекте будет задействована не только данная компания как держатель маршрута, но и локальные компании. Например, в Перми туроператор собирает вагон экскурсантов, в Екатеринбурге формируется еще пара вагонов и так далее», — отметил заместитель гендиректора по региональному развитию «РЖД Тур» Станислав Пегушин. По мнению специалистов, этот продукт может быть интересен, прежде всего, для территориальных соседей, а не для иностранцев, и пока перспективы его развития туманны.

Игорь Лесовских

МАЛЫЙ ТУРИЗМ
Пока же профессиональные участники туристического рынка занимаются разработкой новых программ, в Свердловской области активно развиваются малые коммерческие проекты, реализованные в формате private guide. Подобные проекты реализуются в основном не специалистами в области туризма, а обычными жителями региона, которые пытаются рассказать иностранцам о жизни людей в России. Например, подобный проект был организован радиодиджеем Любовью Сусляковой (блог AskUral.com). Аналогичный проект развивают и обычные геологи из компании Ural Expeditions & Tours, организующие туры в природные заповедники Свердловской области, а также туры на событийные мероприятия, например байк-слеты в Ирбит (родина мотоциклов «Урал»). Однако, как признаются в беседах сами участники малых проектов, пока эта деятельность для них является больше хобби, нежели основным бизнесом.


ГЛУБЖЕ В ИСТОРИЮ
Наибольший интерес к разработке туристических маршрутов на Урале проявляют власти Свердловской области. Здесь на разной стадии реализации находится сразу несколько программ, каждая из которых представляет регион с точки зрения тех или иных его особенностей. Например, географических — граница Европы и Азии, протяженность которой по территории Свердловской области превышает 700 км. Также на территории существуют и геологические особенности — наличие Уральских гор, наиболее известными вершинами которых являются Конжаковский камень (1569 м над уровнем моря — самая высокая вершина на территории Свердловской области), Денежкин камень (1495 м), Серебрянский камень (1305 м), Кумба (921 м), Качканар (887,6 м) и другие, а также большого числа рек и озер. Наличие гор предполагает и минералогические особенности региона — так называемой «самоцветной полосы», протянувшейся с юга на север более чем на 100 км вдоль восточного склона Среднего Урала в верховьях рек Нейва, Реж и Адуй. Традиционно здесь были расположены богатые месторождения минералов ювелирного качества: топазов, турмалинов, изумрудов, аметистов, горного хрусталя. Также в регионе есть и крупнейшие в мире месторождения асбеста, железных руд, ванадиевых руд, изумрудов и золота. Немаловажную роль в возможности развития внутреннего туризма играют и исторические особенности, связанные в первую очередь с расширением территории Российского государства на восток — первое поселение русских на Урале (1574 год — пос. Усть-Утка), поход дружины Ермака в Сибирь (XVI век), формирование российской промышленности (первые промышленники из рода Демидовых и Яковлевых). Не стоит забывать, что именно Урал стал двигателем прогресса — были изобретены и построены первая русская железная дорога, первый русский паровоз, прообраз экскаватора, подъемных механизмов, прокатного стана.

Вся лента