«ЭФКО» и «Финист» пудрят ученых
Компании могут создать СП ради производства современной косметики
Группа компаний «ЭФКО» и ООО «Финист» планируют организовать на территории Воронежской области олеохимический кластер для выпуска жирных кислот, поверхностно-активных веществ, косметики и бытовой химии. Такое производство может стоить примерно 500 млн руб. Впрочем, в самой «ЭФКО» перспективу создания совместного предприятия с «Финистом» связывают с успешностью разработок, производимых на базе химического факультета Воронежского госуниверситета (ВГУ). От ученых ждут технологий, которые «способствуют развитию импортозамещения» на внутреннем рынке косметики.
О планах по созданию олеохимического кластера на территории Воронежской области стало известно вчера в ходе встречи врио губернатора Алексея Гордеева с финансовым директором ООО «Финист» Оксаной Дегтяревой и генеральным директором ЗАО «Управляющая компания “ЭФКО”» Евгением Ляшенко. По сообщению пресс-службы облправительства, господин Ляшенко рассказал о планах группы развиваться в двух отраслях — пищевой и косметической. Касаемо последней речь идет об олеохимической промышленности, которая занимается преобразованием растительных и животных жиров в экологически чистые продукты, используемые в качестве сырья для различных отраслей экономики. В частности, компании планируют вложить около 500 млн руб. (своих и заемных средств) в организацию выпуска жирных кислот, поверхностно-активных веществ, хозяйственного и туалетного мыла, шампуня и прочей бытовой химии. Для этого уже в сентябре «ЭФКО» рассчитывает открыть базовую кафедру «Химия природных соединений» на базе химического факультета ВГУ. На кафедре будет запущена магистерская программа по органической химии с профилем «Олеохимия». В компании надеются, что она «обеспечит подготовку квалифицированных специалистов, готовых к управлению высокотехнологичным олеохимическим производством».
В «ЭФКО» вчера рассказали, что именно от успехов НИОКР, направленных на получение современных технологий, и будут зависеть перспективы запланированного СП. Владислав Романцев, директор по стратегическому развитию ГК, отметил, что олеохимия считается одним из самых перспективных направлений развития производства «как в мире, так и в России». «Пищевая и косметическая отрасли, где используются эти продукты, постоянно развиваются, при этом до последнего времени сырье им приходилось закупать за рубежом. Проект направлен на развитие научного потенциала страны и может способствовать развитию импортозамещающего производства, в том числе через создание новых востребованных на рынке технологий», — пояснил господин Романцев.
Финдиректор ООО «Финист» Оксана Дегтярева рассказала „Ъ“, что в проекте могут быть задействованы две промплощадки: «Производство мыломоющих средств будет осуществляться на базе нашего предприятия в Хохольском районе Воронежской области. А для производства пищевой линии планируется построить дополнительные корпуса к заводу “ЭФКО” в селе Алексеевка Белгородской области».
Исполнительный директор российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова отмечает, что «на рынке ощущается острая нехватка качественного российского сырья»: «На сегодняшний день порядка 90% отечественных компаний-производителей косметики используют иностранное сырье, более дорогое по сравнению с российским». Причем на себестоимости сырья сказалось и снижение стоимости рубля. «Пока сложно сказать, насколько высоким будет качество товара нового производителя, ведь “ЭФКО” вышла на рынок косметической продукции совсем недавно — в начале текущего года», — добавила госпожа Скоробогатова. По ее словам, рынок «определенно имеет емкость для выхода нового производителя косметики, в этом сегменте сейчас отечественная продукция занимает всего 30%».
Среди крупнейших изготовителей косметики России эксперт выделила ООО «Концерн “Калина”» (товары представлены в странах СНГ, Германии, Швейцарии и Нидерландах, основные производственные мощности — в Екатеринбурге, наиболее узнаваемые бренды — «Черный жемчуг», «Бархатные ручки», «Сто рецептов красоты») и ООО «Первое решение» (основные мощности в Москве, наиболее известные линии — «Рецепты бабушки Агафьи», BIO, Kids, по данным самой компании, годовой оборот приближается к $20 млн в год).
«Принимая во внимание значительный объем российского рынка бытовой химии, парфюмерии и косметики и одновременно многообещающие перспективы его дальнейшего роста, стратегия “ЭФКО”, ориентированная на диверсификацию бизнеса и выход в новые сегменты, представляется вполне целесообразной», — полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Он напомнил, что объем российского рынка бытовой химии, парфюмерии и косметики в совокупности составил по итогам 2012 года около $16 млрд: «По примерным оценкам, уже в среднесрочной перспективе следующих трех-четырех лет по мере повышения уровня доходов населения объем среднедушевого потребления подобной продукции может вырасти в 1,5-2 раза. В развитых странах показатель среднедушевого потребления примерно в 2-3 раза выше, чем в России».