"Подвижной состав эксплуатируется иногда за гранью технических требований"

Среди погибших в результате железнодорожной аварии в Подмосковье нет граждан из России, заявила министр здравоохранения Вероника Скворцова. Она отметила, что у погибших были обнаружены паспорта граждан Молдавии. Первый зампред комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак побеседовал с Максимом Митченковым и Натальей Ждановой.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Днем 20 мая пассажирский поезд, следовавший из Москвы в Кишинев, столкнулся на перегоне с грузовым составом. Авария произошла в районе Наро-Фоминска. По последним данным, погибли шестеро, а 31 человек пострадал. В настоящее время следствие рассматривает три версии аварии. Это ненадлежащее состояние подвижного состава грузового поезда, ненадлежащее состояние железнодорожных путей, а также нарушения в действиях бригады грузового поезда.

М.М.: Первым делом хочется спросить о людях, которые пострадали. У вас есть какие-то последние данные, в каком состоянии они находятся?

М.Б.: Несколько человек, трое в тяжелом состоянии. Их судьба еще сложно предсказуема. Другие уже есть тяжелые, но стабильно поправляющиеся, и более легкие травмы.

Н.Ж.: Что касается причин аварии и тех версий, которые сейчас звучат, есть какие-то варианты, что наиболее вероятно там произошло? Были сообщения накануне со ссылкой на источники, что дело на самом деле в рельсах, где ранее велись ремонтные работы. И как раз после этих ремонтных работ как раз на том участке и заключается проблема.

М.Б.: Наиболее вероятная версия — это качество металла на колесной тележке. Причем эта версия основывается не только на визуальных данных, но и на той статистике, которая существует по предыдущим происшествиям. Мы из разных стран, в том числе из Украины, получаем металл, который часто не соответствует требованиям. И качество металла приводит к разлому тележек на колесных парах. Но каждая подобная авария обязательно расследуется государственной комиссией, специально создаваемой по конкретному случаю — территориальному, технологическому, — и окончательную версию мы будем знать по результатам работы этой комиссии.

Появилось значительное количество участников перевозочного процесса и, в том числе, владельцев подвижного состава. Мы все знаем, что сейчас подвижной состав приватизирован, и большое количество собственников старается эксплуатировать, выживать в конкурентной среде. Здесь подвижной состав эксплуатируется иногда на грани, иногда за гранью технических характеристик и требований. Вот эту проблему необходимо решать через повышение ответственности чиновников, должностных лиц, которые своими обязанностями должны обеспечивать в полной мере вопросы безопасности движения. В данном случае, безусловно, будет присутствовать этот фактор неисполнения или неполного исполнения своих обязанностей какого-то должностного лица, отвечающего за технические регламенты. И здесь меры должны быть, конечно, как и в серии авиационных перевозок, по повышению ответственности этих должностных лиц.

М.М.: По вашим словам, есть в этом доля ответственности РЖД и вина РЖД, значит, я так понимаю, будут отставки в компании, так получается?

М.Б.: Результаты работы комиссии укажут конкретные причины и виновников, но, думаю, что лица РЖД, отвечающие за безопасность дорожного движения, здесь будут фигурировать.

Н.Ж.: Вы сказали о собственниках подвижного состава, но ведь не они несут ответственность, по большому счету, потому что поезд следовал из Москвы?

М.Б.: Подвижной состав находится в собственности, что обязывает соблюдать технический регламент, своевременно проводить все регламентные работы и дорогостоящие обслуживающие работы, своевременно осуществлять смену подвижного состава на новый. Это очень важный вопрос, который, к сожалению, не всеми учитывается.

Вся лента