Вылетные магистрали пошли на вылет
Подрядчики не справляются с реконструкцией транспортных артерий Москвы
Мэрия Москвы оштрафовала компанию «Трансстрой» Олега Дерипаски за срыв реконструкции Щелковского шоссе. Объект должны были сдать еще в феврале, компания обещает доделать дорогу только в конце года. Сумма контракта составляет почти 10 млрд руб. Это уже второй транспортный объект, который не могут достроить по вине подрядчика: из-за финансовых проблем НПО «Космос» заморожено строительство Алабяно-Балтийского тоннеля стоимостью 70 млрд руб.
Как заявил руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев, сроки реконструкции Щелковского шоссе сорваны из-за подрядчика. «Щелковское шоссе должны были сдать в феврале 2014 года,— пояснил он.— Подрядчик пока не завершил работы, взяв на себя обязательства выполнить работы в этом году». По его словам, за невыполнение контракта подрядчик оштрафован, к нему также «применены другие меры воздействия». Сумму штрафа чиновник не назвал. Господин Бочкарев принес извинения москвичам за «неудобства, вызванные продолжающимися работами». По его словам, причины срыва сроков носят «как субъективный, так и объективный характер. «Если подрядчик не сможет исполнить свои обязательства, контракт с ним будет расторгнут»,— заявил господин Бочкарев.
Проект реконструкции шоссе предусматривает модернизацию 13,5 км автодороги от Садового кольца до МКАД и ее расширение до трех-четырех полос, организацию 10 км боковых съездов и проездов. В рамках проекта будет реконструировано три и построено пять новых подземных переходов, на пересечении Щелковского шоссе и 9-й Парковой улицы должна появиться двухуровневая транспортная развязка.
Подрядчик, о котором говорит господин Бочкарев,— это компания «Трансстрой» Олега Дерипаски. В июле 2012 года департамент строительства на конкурсе выбрал эту компанию в качестве генподрядчика; при стартовой цене контракта 10,477 млрд руб. корпорация Олега Дерипаски согласилась выполнить работы за 9,42 млрд руб. Результаты конкурса пытался оспорить другой участник тендера — «Мосинжстрой», который был готов дать цену еще ниже, однако конкурс был признан законным.
Претензии к «Трансстрою» город высказывает не первый раз. Еще в ноябре 2013 года вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин предполагал, что власти могут сменить подрядчика, поскольку за три месяца до окончания строительства (конец прошлого года) компания выполнила только треть намеченных работ. «Если подрядчик не увеличит темпы работ, будем думать о возможной его замене, если же ускорится, то, конечно, оштрафуем за нарушение сроков и будем работать дальше»,— заявлял тогда господин Хуснуллин.
«Завершены работы по реконструкции Щелковского шоссе на участке от Красносельской улицы до реки Яузы,— заявил “Ъ” представитель “Трансстроя”.— Работы ведутся одновременно на всем протяжении магистрали. Продолжается строительство эстакады. Возникающие вопросы мы решаем совместно с заказчиком».
Под вопросом находится расширение Щелковского шоссе и в Московской области. Для этого нужно вырубать часть лесополосы, входящей в состав национального парка «Лосиный Остров»: Минприроды готово пойти на это, если подмосковные власти отдадут в качестве компенсации собственные леса, которые войдут в состав национального парка. Вопрос этот до сих пор не решен.
Щелковское шоссе — не единственный объект транспортной инфраструктуры, с которым возникли проблемы из-за подрядчика. Алабяно-Балтийский тоннель стоимостью 70 млрд руб. (самый дорогой тоннель Москвы) должны были достроить еще в 2010 году, однако подрядчик — НПО «Космос» — испытает серьезные финансовые трудности, из-за чего стройка встала: машины едут только в одну сторону — от Ленинградского шоссе в сторону Дмитровского. Долг компании только перед Банком Москвы составил 27,04 млрд руб. В конце апреля мэрия Москвы заявила, что расторгнет контракт с НПО «Космос». Эта же компания занимается реконструкцией и Большой Академической улицы (сумма контракта — 6,3 млрд руб.) — судьба этого проекта пока неизвестна. Отметим, что это эта улица является логическим продолжением Алабяно-Балтийского тоннеля: выезжая из него, машины встают в пробку из-за сужения и дорожных работ, развернутых НПО «Космос».
Как заявил господин Бочкарев, тоннель будет достроен после завершения процедуры смены подрядчика, для чего нужно сначала расторгнуть контракт с «Космосом» и провести новый тендер. По словам чиновника, в настоящее время на объектах тоннеля проводятся работы «по поддержанию их в рабочем состоянии». «Задача непростая, много времени уйдет на процедуры согласования финансовой и технической документации, постараемся до конца года в полном объеме завершить этот объект»,— пообещал господин Бочкарев.