Беспилотниками по торосам

Реализация планов "Роснефти" по добыче углеводородов в географически и климатически сложных условиях Арктического шельфа невозможна без применения новых технологий. Только в прошлом году "Роснефть" инвестировала в инновационные проекты, в том числе в исследования в Арктике, 148 млрд руб.

Разработки технологий для добычи на арктическом шельфе являются одним из приоритетных направлений программы инновационного развития "Роснефти".

Фото: «РОСНЕФТЬ»

Разработки технологий для добычи на арктическом шельфе являются одним из приоритетных направлений программы инновационного развития "Роснефти". Ключевые блоки работ в этом направлении — это технологии обустройства и эксплуатации месторождений в условиях ледовой обстановки и сезонности работ, разработка и внедрение технологии бурения поисково-оценочных и разведочных скважин, развитие технологий подводной сепарации и подготовки продукции, обеспечение экологического мониторинга и борьбы с разливами нефти.

В 2011 году "Роснефть" и ExxonMobil в рамках соглашения о стратегическом сотрудничестве создали Арктический научно-проектный центр для шельфовых разработок (АНЦ; доля "Роснефти" составляет 66,67%, ExxonMobil — 33,33%). Задачи центра — разработка критериев проектирования морских сооружений, создание технологий подводного геотехнического бурения, а также проектирование систем подводной добычи, подводных трубопроводов, плавучих средств для разведки и добычи углеводородов, буровых установок, судов и платформ ледового класса. "Россия должна стать лидером освоения арктических ресурсов, экспортером высокотехнологичных нефтесервисных услуг",— отметил президент компании Игорь Сечин, комментируя создание центра.

Известно, что в арктических условиях ведение геологоразведки и добычи углеводородов осложняется низкими температурами, туманами, сильными ветрами, вечной мерзлотой, наличием дрейфующего многолетнего морского льда. В 2013 году АНЦ провел исследования на лицензионных участках в Карском море, чтобы детализировать информацию об условиях, в которых придется работать нефтяникам. "Арктические экспедиционные исследования "Кара-зима-2013" показали: ледовые условия на акватории Восточно-Приновоземельских лицензионных участков в Карском море значительно тяжелее, чем предполагалось",— рассказал на конференции "Нефть и газ российской Арктики" вице-президент НК "Роснефть" Андрей Шишкин.

Например, полярные исследователи обнаружили айсберг-гигант размером 70х70х12 м и с подводной частью, уходящей на глубину до 50 м. Вокруг айсберга сформировался пояс торосов, что увеличивает массу ледового образования в несколько раз. Ледяные глыбы требуют особого подхода к проектированию гравитационных платформ для круглогодичной добычи углеводородов. Ученые также выявили пояс торосов вокруг Новой Земли с "осадкой киля" до 26 м — это намного глубже, чем кили торосов сахалинского шельфа. Дно Карского моря оказалось пропахано айсбергами, которые оставляют борозды на глубине до 60 м.

При реализации арктических проектов специалисты "Роснефти" будут учитывать данные научно-исследовательской экспедиции. Так, морские платформы, которые компания использует в районе Сахалина, для Арктики не подойдут — потребуется оборудование, выдерживающее более высокие ледовые нагрузки. "Комбинация глубин моря свыше 150 м и ледовых нагрузок от торосов с максимальной осадкой киля до 26 м представляет сложнейшую инженерную задачу для проектирования морских нефтегазовых сооружений",— отметил Андрей Шишкин.

Безопасная нефтегазодобыча на арктическом шельфе потребует создания и строительства новых буровых платформ усиленного ледового класса с использованием материалов, стойких к высоким нагрузкам в условиях низких температур. Уникальные инженерные решения потребуются также для судов и транспортных систем, позволяющих обеспечить безаварийную работу в Арктике.

К примеру, оборудование подводного устья скважин в Карском море решено оснащать дополнительными подводными запорными устройствами с автономными системами управления. Такое решение снижает риск аварийного выброса углеводородов. Еще один инновационный подход компании — использование беспилотных летательных аппаратов. Беспилотники были задействованы в ходе исследований "Кара-зима-2013" и будут применяться при мониторинге ледовых полей. Новые решения разработаны и для логистики. Круглогодичная добыча нефти в Карском море, отгрузка и вывоз ее танкерами потребуют создания комплексной системы управления ледовой обстановкой.

Для защиты морской и прибрежной окружающей среды, популяций особо охраняемых морских млекопитающих и перелетных птиц "Роснефть" разрабатывает технологии безопасной морской добычи. Для отработки технологий компания планирует создать специальный полигон.

Новые технологии, которые будут применяться на арктическом шельфе, разрабатывает не только АНЦ, в процесс вовлечен весь корпоративный научно-исследовательский потенциал, составляющий 11 проектно-инжиниринговых институтов и современный центр в области нефте- и газохимии. "Роснефть" активно сотрудничает с ведущими профильными институтами в России и за рубежом, а также с зарубежными партнерами ExxonMobil, Eni и Statoil.

В Арктике будут применяться технологии разработки сложных низкопроницаемых коллекторов, которые "Роснефть" планирует совместно с партнерами отработать на месторождениях баженовской и ачимовской свит.

Наталья Готова

Вся лента