Выкуп провинции
Минфин готов замещать часть регионального долга бюджетными кредитами
Проблема нарастающего давления на региональные бюджеты стала вчера предметом правительственного селекторного совещания с регионами, в котором приняли участие топ-менеджеры большей части регионов РФ. Решение проблемы предложено Минфином: рефинансирование уже взятых регионами кредитов федеральным бюджетом и госбанками, а также ужесточение режима уплаты НДФЛ предприятиями в обмен на новое ужесточение бюджетной дисциплины и принуждение регионов к политически самостоятельной социальной политике.
Министр финансов Антон Силуанов на совещании изложил план работы Белого дома по уменьшению или, по крайней мере, приостановке роста субфедерального долга. Минфин официально признал проблему, констатировав, что в 37 субъектах федерации уровень задолженности превысил планку 50% доходов.
Совещание и часть дискуссии на последовавшем за ним заседании правительства почти не касались вопроса о причинах резкого роста закредитованности регионов. С одной стороны, правительство Дмитрия Медведева с политической точки зрения ограничено в возможности критики "майских" (май 2012 года, см. также "Онлайн") указов президента Владимира Путина, которые с 2013 года требуют резкого роста расходов регионов и муниципалитетов на зарплаты в первую очередь в здравоохранении, в меньшей степени — в образовании и в региональных бюджетных учреждениях. С другой стороны, дополнительная нагрузка на бюджеты, не обеспеченная налоговыми источниками, в 2013 году совпала со снижением поступлений в регионы налога на прибыль. Минфин при этом отвергает версию о том, что часть проблем связана с введением в 2013 году института "консолидированной группы налогоплательщиков" (КГН), заявляя, что это сократило региональные доходы в прошлом году лишь на 16 млрд руб., притом что консолидированный дефицит региональных бюджетов вырос в 2013 году на 650 млрд руб., консолидированный долг регионов и муниципалитетов — на четверть.
Изложенная господином Силуановым стратегия состоит из нескольких частей. Первая — это "выкуп" части регионального долга уже в 2014 году новыми бюджетными кредитами на 100 млрд руб. по реальной сильно отрицательной ставке — менее 1% в рублях (сейчас — треть ставки рефинансирования). Минфин также готов увеличить дотации регионам на 25 млрд руб. и обеспечить рефинансирование части уже взятых регионами кредитов через госбанки (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк) по ключевой ставке ЦБ плюс 1,25% (в текущих условиях — близко к реальной беспроцентной ставке). Средства на "выкуп" заложены в проекте поправок к бюджету на 2014 год (см. "Ъ" от 19 мая). Кроме того, для поддержки бюджетов муниципалитетов Минфин готов отменить режим отчета предприятий по налогу на доходы физлиц (НДФЛ) с ежегодного на ежеквартальный, что увеличит сборы за счет отмены фактического налогового кредита работодателям.
Помощь и "выкупаемым" регионам, и в целом второму уровню бюджетной системы Минфин обещает в обмен на некоторое общее ужесточение бюджетной дисциплины. Первое требование ведомства — мораторий на новые налоговые льготы регионов и прекращение их сопротивления введению налога на имущество физлиц. Второе — переложение на них ответственности за конкретное содержание и характер адресности пакета социальных льгот, в том числе той их части, которая в отличие от федеральных не была монетизирована в 2002-2003 годах. На заседании правительства также изложена еще одна важная инициатива: сокращение нормы авансирования, в том числе регионами, госзакупок, сейчас составляющей "в среднем 30%". Наконец, Минфин требует от регионов полного прекращения финансирования любых федеральных структур, в том числе силовых, а также предлагает Белому дому на несколько лет мораторий на пересмотр распределения полномочий между центром и регионами — во избежание дальнейшей разбалансировки бюджетной системы.
Как понимать майские указы с меньшим ущербом для бюджета
Правительство не имеет технической возможности изменять формулировки майских указов, которые бы существенно снизили расходы регионов на их исполнение, но некоторые возможности дополнительной трактовки формулировок Минфин все-таки готов применять. Так, на совещании Антон Силуанов предложил премьер-министру Дмитрию Медведеву согласиться с ранее неоднократными предложениями губернаторов (их выступления на селекторном совещании были непубличными и в стенограмме не приводились) исполнять процентные нормы повышения зарплат врачей и учителей, в указах описанные как соотношение к среднерегиональным, вычисляя конкретные ставки в соотношении не с текущей средней заработной платой в регионе, а в соотношении ее с тем же показателем за предыдущий год. На практике до 2018 года это даст возможность снижать расходы на зарплаты на несколько процентов суммы роста средних доходов за год. В 2018 году последним ударным повышением зарплаты предлагается компенсировать годовое отставание в темпах роста зарплат бюджетников при нынешней трактовке указов. Вторая идея, поддержанная Минфином,— установить коридор допустимого отклонения повышенной в соответствии с майскими указами президента в 5%. Наконец, Минфин в очередной раз обратил внимание регионов на то, что указами президента предусмотрено и повышение производительности труда в бюджетной сфере — финансовое ведомство призывает принять и на федеральном, и на региональном уровне решения по пересмотру нормативов нагрузки на работников бюджетной сферы, причем Антон Силуанов также предложил «пересмотреть часть, может быть, ранее принятых решений, которые сегодня в условиях повышения заработных плат уже потеряли свою актуальность». Речь, очевидно, идет о росте нормативов в здравоохранении и образовании, что позволит сократить число занятых на нескольких работах и незанятых вакансий, что в итоге также немного снизит масштабы повышения фонда оплаты труда, вытекающие из майских указов.