Демонстрация алкоголя в кино заставляет людей больше пить. К такому выводу пришли голландские ученые из университета Неймегена. Они отследили зависимость между показом алкоголя на экране и желанием зрителей выпить в реальной жизни. Подробности — у Дарьи Горсткиной и Евгения Снегова.
Фото: Валерий Левитин, Коммерсантъ / купить фото
Ученые провели исследование, в котором приняли участие студенты колледжей. Им показали восемь разных фрагментов фильмов, в которых фигурировал алкоголь как в позитивном, так и в негативном ключе. После завершения кинопросмотров исследователи отметили у студентов повышенную эмоциональную вовлеченность и возросшее желание выпить. Хуже всего фильмы с демонстрацией алкоголя воздействуют на детей и подростков, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.
"К сожалению, у нас весь телевизор забит фильмами, которые рассказывают или подают в разных видах употребление алкоголя. Это становится неотъемлемой частью кинематографа. Если даже говорить о таких фильмах, которые смотрят подростки, в них тоже очень много спиртного. Все эти сцены пишутся и действуют на подсознание детей. И те прежде всего подвержены такому влиянию", — отметил Шакин.
Подопытные не знали о цели исследования и не предполагали, что им продемонстрируют эпизоды с алкоголем. Однако ученые отметили, что даже когда алкоголь преподносился в отрицательном ключе, некоторые респонденты все равно проявляли желание выпить. Зависимость между кино и алкоголем затрагивает сложные поведенческие механизмы человека, уверен психолог Анатолий Добин.
"Это постоянное рассмотрение человека как объекта воспитания. Этот взгляд на человека, когда его ведут к свету, как какого-то идиота. В любом фильме есть какая-то идентификация с героем. Этот мужественный герой, например, пьет такой классный напиток. неявность подачи — действие героя, потребляющего, скажем, Coca-Cola продает не Coca-Cola, а ее идентификация с этим героем", — считает Добин.
Демонстрацией алкоголя в кино ранее озаботились и российские законодатели. В ноябре прошлого года вице-спикер Госдумы Сергей Железняк заявил, что количество сцен с распитием спиртного в новых российских фильмах нужно ограничить. Однако такой законопроект пока так и не увидел свет. Борьба с демонстрацией алкоголя в кино ничего не даст, уверен главный редактор портала Movie.ru Георгий Самсонов.
"Показ любого негативного явления, как например, убийство на экране, тоже может вызвать у людей потребность убить кого-то. Мы придем к тому, что придется запретить практически все фильмы. Потому что куда ни плюнь — везде можно ввести запрет. А что такое кино? Это отражение нашей жизни. Надо сначала это истребить в жизни, и тогда этого не будет на экране", — отметил Самсонов.
По словам одного из ученых, проводивших исследование, на сегодняшний день демонстрация алкоголя присутствует в абсолютном большинстве фильмов. По его словам, на рост употребления алкоголя также влияет реклама и упоминания в социальных сетях.