"У нас есть четкое понимание стратегии транспортного развития города"

Руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников

В Санкт-Петербурге открылся Международный экономический форум. На месте работает специальная студия "Коммерсантъ FM". Обозреватели радио новостей Олег Богданов и Константин Эггерт побеседовали с руководителем департамента экономической политики и развития Москвы Максимом Решетниковым.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ  /  купить фото

К.Э.: Максим, поскольку форум — это, прежде всего, встреча России с инвесторами, что Москва готова предложить иностранным инвесторам, потому что ощущение такое, что инвестиций-то в московскую экономику не так много, как могло бы быть.

М.Р.: Я бы сильно поспорил, что инвестиций не так много, как могло бы быть. В прошлом году Москва привлекла инвестиций в объеме $44 млрд, более того, мы в начале этого года приняли новую инвестиционную стратегию, и цель, в том числе, нашего участия в этом форуме — продвижение инвестиционной стратегии Москвы, привлечение иностранных инвесторов, рассказ о том, какой инвестиционный климат сложился в городе, рассказ о том, какие крупные, крупнейшие проекты будут реализовывать в ближайшие годы.

О.Б.: И какие же вы собираетесь реализовать крупнейшие проекты, расскажите нам?

М.Р.: Наши крупнейшие проекты сосредоточены в нескольких сферах. Первое и, безусловно, самое крупное направление — это транспортно-пересадочные узлы. Вы знаете, что запланировано строительство практически 250 транспортно-пересадочных узлов в городе, и первый этап — это крупные объекты в рамках строительства малого кольца Московской железной дороги. Более того, предусмотрено строительство транспортно-пересадочных узлов в рамках строительства новых станций метрополитена. Плюс идет большая работа совместно с РЖД по пригородному сообщению, и там тоже предусмотрено строительство крупных объектов. Помимо этого, достаточно крупные контракты мы уже осуществляем и планируем осуществлять контракты жизненного цикла на приобретение подвижного состава, в первую очередь, метрополитен.

О.Б.: У вас будут отношения с Siemens или какие-то еще могут быть компании, которые пойдут на тендер по вагонам для московского метро?

М.Р.: Да, если говорить предметно о вагонах московского метрополитена, то мы сейчас готовим очень крупный конкурс по приобретению подвижного состава — 1,5 тыс. вагонов. И мы, конечно, рассчитываем на максимально широкое участие, в том числе, и международных компаний в этом тендере.

О.Б.: Раньше, по-моему, Днепропетровский завод делал вагоны, было такое?

К.Э.: В Днепропетровске, Олег, делали и, кажется, еще делают ракеты.

О.Б.: Максим Геннадьевич, вот есть бюджет, есть фондирование определенное, есть определенные ставки. Если с западными деньгами проблема, то, естественно, немножко дороже работать с нашими деньгами, потому что ставка повыше. Как вы видите эту проблему? Есть ли вообще такая проблема для московского правительства?

М.Р.: Хороший вопрос. Почему, действительно, не взять и все не сделать за счет бюджета, более того, московский бюджет это очень крупный бюджет — 1,5 трлн руб. в год, это действительно масштаб. Но в то же время надо понимать, что город за последние десятилетия оказался изрядно недоинвестированным, в первую очередь, в развитие транспортной инфраструктуры, и вот те планы, о которых мы сейчас говорим, про строительство метро, приобретение подвижного состава, транспортно-пересадочные узлы, новые дороги, концессии — все это как раз следствие того, что очень много строилось жилья, очень много строилось коммерческой недвижимости, но вложений в инфраструктуру было явно недостаточно. И поэтому, конечно, сейчас наверстать вот это отставание исключительно за счет средств бюджета мы не можем.

О.Б.: Я так понимаю, что главный приоритетный пункт развития — логистика, развитие транспортных коммуникаций различных, на сколько лет ближайших?

М.Р.: У нас программа развития метрополитена до 2025 года, при этом до 2020 года прямо все разбито, что называется, по направлениям, по станциям, обеспечено деньгами, но в целом, конечно, мы смотрим десятилетние планы.

О.Б.: Московские анклавы, я бы так их назвал. Потянете метро, то есть Зеленоград, с вашей точки зрения?

М.Р.: Вы знаете, не готов сейчас, может быть, обсуждать конкретные точки. Надо просто брать нашу транспортную стратегию, она публичная, и смотреть, что предполагается. Но главное, что мы делаем, это все-таки комбинированное развитие и метрополитена, и пригородного железнодорожного сообщения, а вы знаете, в каких объемах мы совместно с РЖД сейчас вкладываем средства в строительство новых главных путей, это малое кольцо Московской железной дороги, это выделенные полосы общественного транспорта. Поэтому мы говорим о том, что у нас есть четкое понимание стратегии транспортного развития города, и главное, вся эта стратегия обеспечена ресурсами.

К.Э.: Максим, вы подняли какое-то время назад ставки аренды торговых площадей, многие критиковали предыдущее правительство Москвы за слишком интенсивное строительство больших торговых центров и так далее. Как одновременно сейчас может быть, учитывая рост города, может просто не хватать этих площадей, как вы намерены разбираться между высокими налогами и потребностью города?

М.Р.: Вы знаете, я бы сильно поспорил, когда кто-то говорит, что налоги высокие, налоги отнюдь не высокие. Более того, тот уровень налогообложения, который мы сейчас вводим, это весьма и весьма скромный уровень налогообложения и с точки зрения мировых городов, и с точки зрения экономики конкретных объектов. Приведу один пример: практически все крупнейшие мировые города, которые мы считаем развитыми центрами, до 30% своего бюджета обеспечивают за счет имущественных налогов. В Москве мы пока обеспечиваем только 10% за счет имущества, поэтому надо понимать, что это тренд, который закладывается.

Более того, этот тренд правильный с экономической точки зрения с двух позиций. Первое: он заставляет сособственников вот этих объектов эффективно их использовать, ну, потому что используешь, не используешь — налоги надо платить, и в этом плане мы рассчитываем, что вот такая ситуация, когда стоит торговый центр и только половина площадей используется, потому что другую половину собственник ждет, когда ему заплатят иногда безумную арендную плату, которую он выставляет, эта ситуация будет уходить в прошлое с развитием нормальной системы имущественного налогообложения. И второй момент: у города появляется прямая мотивация давать разрешение на строительство этих объектов, потому что это будущие поступления в бюджет.

К.Э.: Максим, но ведь имущественное налогообложение, как я понимаю, тренд такой, что будет касаться все в большей и большей степени просто обычных владельцев квартир, правильно?

М.Р.: Вы знаете, вот сейчас то, что мы реализуем, это налогообложение корпораций. Говорить о налогообложении физических лиц, наверное, пока рано, хотя в последнее время очень много об этом говорят.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...