FESCO двинулась на Дальний Восток
Группа создала новую стратегию развития
Как стало известно „Ъ“, совет директоров транспортной группы FESCO одобрил стратегию развития группы до 2020 года. Она предполагает удвоение выручки и EBITDA — до $2,4 млрд и $460 млрд соответственно. FESCO намерена сосредоточиться на контейнерных перевозках через Дальний Восток в страны АТР и может вообще отказаться от полувагонов.
По оценкам экспертов, реализация стратегии может обойтись примерно в 80 млрд руб., и FESCO потребуется помощь госбанков. В конце апреля совет директоров FESCO одобрил стратегию развития до 2020 года, рассказал „Ъ“ источник, близкий к компании. По его словам, основным направлением бизнеса будут интермодальные контейнерные перевозки, а сама FESCO хочет стать крупнейшей в России транспортной группой, связывающей Дальний Восток с Азией и Европой морскими линиями и транссибирскими контейнерными поездами. Ожидается, что в 2014 году выручка группы составит $1,3 млрд, EBITDA — $236 млрд, к 2020 году показатели вырастут вдвое, до $2,4 млрд и $460 млрд соответственно. Чистый долг компании должен сократиться с $1,2 млрд в 2014 году, до $0,8 млрд к 2020-му, а показатель чистый долг/EBITDA — c 5,2 до 1,8. В результате планируется рост рыночной капитализации FESCO примерно в десять раз — с $0,28 млрд до $2,8–3,8 млрд, отметил источник „Ъ“, добавив, что стратегия проходит доработку и окончательно будет представлена инвесторам в конце июня.
Закладываемый в стратегию объем инвестиций FESCO собеседник „Ъ“ не уточнил. В FESCO подтвердили, что группа подготовила стратегию. «Мы оптимистично настроены относительно перспектив роста, поскольку компания выигрывает от двух ключевых трендов: усиления сотрудничества между Россией и странами АТР и ускоренных темпов контейнеризации грузооборота в России»,— заявил „Ъ“ вице-президент FESCO Константин Кузовков. Основные акционеры FESCO — группа «Сумма» Зиявудина Магомедова (32,5% акций), GHP Group Марка Гарбера и Иэна Хэннэма (контролирует 23,8% акций) и TPG Capital (17,4% акций), в 2012 году они выкупили 73,74% акций компании у структур Сергея Генералова за более чем $1 млрд. Выручка FESCO в 2013 году — 36,3 млрд руб., чистая прибыль — 550 млн руб.
В стратегии FESCO учтен рост контейнерного рынка Дальнего Востока к 2020 году с 1,1 млн TEU до 1,8 млн TEU, в основном за счет импорта (рост на 323 тыс., до 775 тыс. TEU) и транзитных грузов (на 100 тыс., до 194 тыс. TEU). Как пояснил собеседник „Ъ“, группа хочет увеличить мощности контейнерного терминала ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП) с 480 тыс. TEU до 815 тыс. TEU в 2020 году.
Вчера FESCO сообщила, что требуемый для этого объем инвестиций — 6 млрд руб. Кроме того, на 300 тыс. тонн (до 1,4 млн тонн) планируется увеличить мощность терминалов ВМТП по перевалке генеральных грузов и вдвое (до 950 тыс. тонн в год) — нефтебаз. Источник „Ъ“ говорит о возможности покупки Владивостокского морского рыбного порта (227 тыс. TEU, сейчас контрольный пакет у ЗАО «Геотэкс»). Кроме того, FESCO будет развивать сухие контейнерные терминалы (к имеющимся в Хабаровске и Владивостоке могут добавиться терминалы в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, Красноярске, Иркутске, Томске) и кэптивные терминалы на предприятиях грузовладельцев в Сибири и Поволжье. Сейчас в собственности и лизинге у FESCO свыше 35 тыс. контейнеров. Компания также намерена изменить структуру вагонного парка в пользу фитинговых платформ. Сейчас в управлении группы без учета «Русской тройки» (СП FESCO и ОАО РЖД) 10% российского парка таких платформ, к 2020 году FESCO рассчитывает занять25% рынка. Общий парк железнодорожного оператора FESCO «Трансгарант» — 16 тыс. вагонов, из них около 8 тыс.— полувагоны. Но источник „Ъ“ утверждает, что FESCO планирует продать полувагоны или обменять их на платформы из-за их переизбытка на рынке и низкой доходности.
Другими перспективными направлениями в FESCO считают, например, «Большой порт Зарубино» в Приморье (см. „Ъ“ от 20 мая), развитие Северного морского пути, строительство ледоколов и приобретение балкерных судов (всего у FESCO 26 судов). По оценкам главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, объем инвестиций в проекты стратегии без учета ледоколов может составить около 80 млрд руб. Дороже всего будет проект «Зарубино», который оценивается в 40 млрд руб., говорит он, еще 10–14 млрд руб. уйдет на строительство контейнерных терминалов, 14–20 млрд руб. — на кэптивные терминалы, не менее 6 млрд руб.— на обновление и увеличение железнодорожного парка. По мнению господина Бурмистрова, без поддержки крупных госбанков FESCO будет сложно реализовать инвестпрограмму, но при ее реализации показатели по выручке и EBITDA вполне достижимы.
«Объемов перевозок контейнеров растет из года в год. К 2020 году по вполне реалистичным оценкам он может вырасти на Дальнем Востоке более чем в полтора раза в сравнении с 2012 годом»,— пояснил „Ъ“ пресс-секретарь группы «Сумма» Евгений Тимошинов планы FESCO сконцентрироваться на своем профильном бизнесе — перевозке контейнеров по принципу «от двери до двери». Только за минувший год перевозка контейнеров на Дальнем Востоке выросла на 16%, тогда как в среднем по России — на 5%. Поэтому FESCO планирует увеличить количество фитинговых платформ для перевозки контейнеров по железной дороге и оптимизировать свой флот, отдавая предпочтение контейнеровозам и универсальным судам. ВМТП нужно расширить территорию за счет близлежащего участка в районе Балхаш. Председатель совета директоров группы «Сумма» Зиявудин Магомедов на заседании во Владивостоке 21 мая попросил губернатора Приморья Владимира Миклушевского способствовать в решении вопроса с передачей земли Министерства обороны. Компания рассчитывает повысить операционную эффективность порта, увеличив пропускную способность железнодорожной станции в порту Владивосток. Уже продлеваются железнодорожные пути, сооружаются разъезды и закупаются погрузочно-разгрузочные механизмы. Будет проведен ремонт и модернизация территории как старой, так и новой. В результате мощность контейнерного терминала ВМТП увеличится на 300 тысяч TEU в год.
Основным конкурентом FESCO на транспортировке грузов из Азии в Европу в компании называют морской маршрут Deep Sea, проходящий через Суэцкий канал. Но при отправке из таких стран, как Китай, Корея, Япония, товар по железной дороге доставляется на 20 дней быстрее, чем морем. В управлении FESCO флот из 24 судов.