Прошлое с видами на будущее

Сергей Ходнев о международном фестивале старинной музыки в Архангельском

Есть древний-предревний испанский анекдот, кажется, про Филиппа II, который попадает в рай, где Богоматерь милостиво позволяет ему попросить чего угодно для его Испании. Король начинает долго перечислять: чесноку, мощей, полотна, перца, вина — и получает обещание, что все будет в изобилии. "Да, и хорошее правительство",— говорит король напоследок. Приснодева грустно качает головой: "Вот с этим, ваше величество, известные сложности".

Иоганн Себастьян Бах

Хороший фестиваль старинной музыки в отдельно взятом городе — вещь, которую, как кажется, обустроить попроще, чем хорошее правительство. И тем не менее факт налицо: солидного профильного фестиваля международного калибра в Москве до сих пор все никак не получалось создать, все время известные сложности.

Арканджело Корелли

Фото: Jan Frans van Douven

Не то чтобы никто не пытался, разумеется. Во-первых, красноречивым укором и предметом зависти для московской концертной практики в этом смысле служит питерский Earlymusic, существующий, я напомню, аж с 1998 года. Это вообще была особая пора, именно в 90-е и в Европе, пожалуй, аутентистские историко-музыкальные увеселения повсеместно выходили на совершенно новый уровень. То, что в бунташные 60-е выглядело как еще одна разновидность бунта против истеблишмента (на сей раз академически-музыкального), как бегство в искусственный рай старых трактатов и табулатур, как андерграунд, короче говоря,— превращалось в такой поток концертов, спектаклей, записей и дискуссий, с которым уже сложно было не считаться. То есть по-прежнему было как-то принято считать, что все это для высоколобых, разновидность музыкального артхауса, но общественный спрос явно рос, новые ансамбли и оркестры возникали как грибы после дождя, да и коммерческая состоятельность фестивалей старинной музыки уже не выглядела оксюмороном. Зальцбург, добродетельный буржуазно-бриллиантовый Зальцбург и тот сдался, не прошло и 10 лет после смерти Караяна, в упор не замечавшего всех этих пигмеев с виолами да гамба и "ля" в 415 герц — в том же 1998-м там появился свой фестиваль барочного исполнительства.

У Earlymusic было два нешуточных стартовых преимущества: статус Петербурга как туристической столицы и самого европейского города России и менеджерские таланты Марка де Мони. Шакалить у посольств тогда почему-то не возбранялось, и благодаря массированной поддержке Британского совета, Гете-института и тому подобных учреждений на афишах фестиваля блистали первые имена мирового аутентизма. И тем, кто рубеж XX-XXI веков не застал в сознательном возрасте, пожалуй, даже и не объяснишь, что это был за апокатастасис в те времена, когда не то что в iTunes скачать — и диски-то купить была целая проблема, и вот ты приходишь в концертный или дворцовый зал, а там живой Густав Леонхардт на клавесине играет.

Но это все Питер. Earlymusic периодически даже пытался распространиться на Москву, но без большого энтузиазма, самым заметным его достижением по этой части стала серия концертов в Архангельском (нотабене). Теперь фестивалю и вовсе не до того: Марк де Мони работает в Перми у Теодора Курентзиса, фестивальные концерты по-прежнему проходят, но тонуса прежнего давно уж нет.

Генрих Игнац Франц фон Бибер

Москва, конечно, пыталась создать что-то свое — нешто у нас нет дворцов XVIII века? Но, как правило, все ограничивалось мероприятиями и домашнего качества, и домашнего значения, наподобие протянувшего несколько лет в конце 90-х — начале нулевых "Московского действа". Упиралось все отчасти в отсутствие кураторской инициативы, что еще можно понять: тут действительно нужны особые кадры. Но в основном, конечно, не хватало денег, и это несколько более странно: не будем брать конец 90-х, но тучные нулевые? Но недавние годы с успехами, допустим, хотя бы фестиваля Мстислава Ростроповича? А ведь привезти большой симфонический оркестр — это совсем, совсем другие траты, чем выписать какой-нибудь early music orchestra, в котором людей-то человек двадцать.

Была, впрочем, одна заметная инициатива: в 2006 году в Москве задумали провести фестиваль "Антиквариум". Продолжительностью всего три дня, но зато с множеством площадок и с уровнем исполнителей, которого в столице уж точно никогда не видывали. Обернулось все грустным курьезом: чуть ли не за две недели до события продюсеры сбежали. Кто-то, проявив благородство, все-таки приехал тогда, потом фестиваль продолжал довольно скромное существование в виде распыленного концертного абонемента, а потом тихо скончался.

То есть, как ни посмотри,— фатум. Известные сложности со всех сторон. И вдруг, ну, буквально, откуда ни возьмись, готовый фестиваль барочной музыки. Солидный, на неделю. С прекрасными артистами. И даже с видами на будущее.

Антонио Вивальди

Фото: Francois Morellon de La Cave

Тут, правда, есть то обстоятельство, что это не московский фестиваль — организован он под патронажем губернатора Московской области и при участии областного правительства. (Может, в этом все дело? Ну, как с Макбетом, которого не мог убить никто из рожденных женщиной.) Инициатива возникла недавно, чуть ли не два месяца назад, хотя и с прицелом на будущее. Место проведения — снова Архангельское, только теперь это будет уже Овальный зал отреставрированного усадебного дворца. Как знать, может, в будущем привлекут и театр Гонзага — было бы неплохо: во-первых, аутентичный театр буквально сам напрашивается на хотя бы концертное использование, во-вторых, разнообразие площадок — самая естественная практика для фестиваля старинной музыки, где, если уж мечтательно брать хорошие заграничные образцы, должна быть и оркестровая инструментальная музыка, и камерная, и церковная, да еще желательно и оперная тоже.

Пока что художественным руководителем фестиваля (хотя скорее номинальным, если учитывать авральные условия подготовки мероприятия) выступает Александр Рудин, который является и одним из участников — 6 июня он будет играть на фестивале со своим оркестром Musica Viva. И хотя "Музику виву" с ее худруком редкими птицами по столичным филармоническим условиям назвать сложно, концерт действительно раритетный — учитывая и репертуар (раннеклассические виолончельные концерты Иоганна Вильгельма Хертеля и Карла Филиппа Эммануила Баха вкупе с оркестровой музыкой Телемана и того же Баха-сына), и акустику зала.

Оперная музыка на фестивале доверена Юлии Лежневой, и тут уж никаких оговорок: российская певица, выступающая в Москве в последнее время, по счастью, довольно часто, сделала бы честь любому музыкальному фестивалю, включая маститые. На сей раз (8 июня) юная дива обещает спеть арии из "Гризельды" и "Геркулеса на Фермодонте" Вивальди и "Александра" и "Ринальдо" Генделя. Визитная карточка певицы, ария Риккардо Броски из "Артаксеркса", изнурительно-блестящий фейерверк колоратур, написанный для великого кастрата Фаринелли, прибережена для бисов.

Георг Филипп Телеман

Европейских барочных оркестров в программе три, и все самого высшего разряда. Начиная с досточтимой Akademie fur Alte Musik Berlin (7 июня), лауреат Grammy, Gramophone Award, Diapason d'Or и прочих несметных музыкальных премий, которая приезжает в Россию впервые. И привозит при этом отборную программу музыки Баха-отца, Иоганна Себастьяна,— скрипичный и клавирный концерты, а также кантаты с сопрановым соло Йоханнетт Цомер.

Еще одни не выступавшие в Москве прежде знаменитые гости, которых любой ценитель барочной музыки вспоминает, наверно, в первой пятерке,— ансамбль Europa Galante, которым руководит скрипач Фабио Бьонди, ученый и бунтарь, исследователь и хулиган. В программе концерта "Галантной Европы", который будет завершать фестиваль (10 июня),— скрипичные концерты, concerti grossi и симфонии итальянцев зрелого и позднего барокко (Корелли, Вивальди, Саммартини, Джеминиани), дополненные двумя опусами Телемана.

Самый молодой в этой троице — оркестр Il Pomo d'Oro ("Золотое яблоко"), созданный Риккардо Минази всего два года назад и уже, несмотря на это, решительно себя зарекомендовавший и завидными гастролями, и оперными проектами, и записями на престижных лейблах. В Москве с оркестром будет выступать скрипач и певец Дмитрий Синьковский, хорошо знакомый столичной публике как солист оркестра Pratum Integrum. В программе концерта (9 июня) — фа-мажорная симфония Джузеппе Брешианелло, изумительного новооткрытого барочного автора, а также парад скрипичных концертов Вивальди. Включая, уж конечно, "Времена года" — которые, при всех гримасах, которые можно по этому поводу состроить, не так уж часто звучат в Москве в аутентичном исполнении.

Случайно так получилось или нет, но главный инструмент этого фестиваля — именно скрипка, и открывать его будет скрипач. Джулиано Карминьола, еще один знаменитый "старинщик"-инструменталист, даст сразу два концерта, 4 и 5 июня. Первый — опять-таки концерты Вивальди (в сопровождении "Музики вивы"), а вот второй — музыкант сыграет в одиночестве: это опусы для скрипки соло Бибера, Вивальди, Телемана и Баха. И более роскошных акустических условий для этой прекрасной, но деликатной музыки что в Москве, что в окрестностях действительно найдется немного.

"Шедевры барокко", Архангельское, с 4 по 10 июня


Самые известные фестивали старинной музыки

Утрехтский фестиваль старинной музыки (Festival Oude Muziek), Голландия

Организован в 1982 году. Продолжительность — девять дней. Основную программу составляют около 100 концертов ренессансной и барочной музыки, которые проходят в концертном зале TivoliVredenburg, а также на других площадках (прежде всего в церквях). Параллельная программа включает также многочисленные мастер-классы, развлекательные события, а с 2014 года — конкурс молодых музыкантов.

Бостонский фестиваль старинной музыки (Boston Early Music Festival), США

Проводится с 1980 года. Продолжительность — восемь дней. Включает премьеру барочной оперы и несколько десятков концертных событий. Параллельная программа — воркшопы, лекции, выставки и презентации.

Инсбрукский фестиваль старинной музыки (Innsbrucker Festwochen der Alten Musik), Австрия

Проводится с 1976 года. Продолжительность — три недели, не считая "вступительной" концертной программы. В общей программе около 40 событий, включая две оперные премьеры на сцене местного театра, одну полусценическую оперную постановку, концерты в залах и храмах города, уличные мероприятия и конкурс молодых певцов.

Фестиваль в Амброне (Festival d'Ambronay), Франция

Проходит с 1980 года. Организован вокруг старинного аббатства. Продолжительность — три недели. Программа, состоящая из примерно 30 концертных событий, особо выделяет духовную музыку от Средневековья до раннего классицизма.

Йоркский фестиваль старинной музыки (York Festival Of Early Music), Великобритания

Основан в 1977 году. События фестиваля проходят в кафедральном соборе Йорка и на нескольких концертных площадках города. Продолжительность — 12 дней. Концерты по преимуществу камерного характера посвящены ренессансной и барочной музыке в соответствии с темой, меняющейся от года к году.

Вся лента