Петербургский форум вернули к жизни
На ПМЭФ-2014 обсуждаются лишь сделки с более или менее твердыми перспективами
В Санкт-Петербурге открылась очередная сессия Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Ее отличают демонстративная приземленность, отсутствие интереса к традиционным экономическим дискуссиям, окончательное огосударствление всей повестки дня и продолжение, несмотря на экономическую неопределенность, развития российского бизнеса в том же тренде.
Открывшаяся в Санкт-Петербурге очередная сессия ПМЭФ чисто технически не могла выглядеть в 2014 году так же, как сессии предыдущих лет. В первую очередь еще в конце 2013 года принято решение о мягком отделении ПМЭФ от международной политической повестки — из-за совещания G8 в июне (отменившегося позже) сессия форума была перенесена на май. Вторая составляющая — российско-украинский конфликт и связанный с ним резкий рост неопределенности в будущем российского инвестиционного климата: на ПМЭФ в 2014 году обсуждаются лишь сделки с более или менее твердыми перспективами. В силу последнего обстоятельства повестка форума в Санкт-Петербурге, в прошлые годы охотно и некритично дискутировавшего о высокорисковых и даже откровенно фантазийных проектах и соглашениях, по состоянию на 22 мая 2014 года выглядела крайне реалистично: лишних заявлений компании и госменеджеры на форуме старались не делать, предпочитая оперировать фактами. Наконец, это изменило и персональный состав ПМЭФ: первых лиц на форуме заметно меньше, чем в прошлые годы, хотя корпоративная представленность не ниже, чем годом ранее.
Еще одна особенность ПМЭФ — отсутствие четкой макроэкономической и политической повестки. Визит президента Владимира Путина в КНР, ознаменовавшийся заключением "Газпромом" крупнейшего контракта с CNPC, завершился накануне, но в любом случае "китайского прорыва" на самом форуме не планировалось.
Сделка (по крайней мере пока) обсуждается на ПМЭФ мало: в выступлениях 22 мая ни один известный спикер не заявлял о "переориентации экономики в сторону Азии", напротив, отношения со странами ЕС, в первую очередь с Германией, на форуме выглядят важнее.
Кроме этого правительство и Кремль явно не готовили под открытие форума крупных новостей: заявление главы Росимущества Ольги Дергуновой о том, что правительство обсуждает продажу в 2014 году "Роснефтегазом" акций "Роснефти", по существу, повторяло аналогичное заявление Белого дома летом 2013 года. Мало того, первый вице-премьер Игорь Шувалов почти сразу отметил, что бюджет в 2014 году не испытывает острой необходимости в крупных поступлениях от акций "Роснефти". Даже если в ходе ПМЭФ появится новая информация о переговорах "Роснефтегаза", вряд ли речь будет идти о конечном решении: скорее власти РФ информируют о том, что политические переговоры по "Роснефти", всегда сопровождавшие коммерческие, не остановлены и в нынешней неопределенной ситуации. Во всяком случае пока на ПМЭФ тема приватизации "Роснефти" обсуждается не более активно, чем переговоры Минфина с Visa и MasterCard (см. материал на стр. 10). При этом фактическое разрешение в Белом доме уже к 20 мая основных вопросов по бюджету 2015-2017 годов сделали почти бесконфликтными открывавшие форум "макроэкономические" панели с участием глав Минфина Антона Силуанова, Минэкономики Алексея Улюкаева, ЦБ Эльвиры Набиуллиной, Сбербанка Германа Грефа. Поскольку будущая динамика ВВП и инвестиций, по сути, больше зависит от развития внешнеполитической ситуации, чем от действий внутрироссийских регуляторов, споры о промышленной политике и ставке рефинансирования участников форума интересовали меньше обычного. Исключением стала лишь панельная сессия Сбербанка, посвященная "новой конкурентоспособности", на которой Алексей Улюкаев констатировал постепенно сформировавшееся предубеждение в органах власти против принятия любых решений, улучшающих положение бизнеса. Во многом сложившееся под флагом борьбы с коррупцией, оно сейчас существенно ограничивает любые стратегии поддержки предпринимательства вне госсектора.
Вынужденная приземленность ПМЭФ в мае 2014 года дает возможность оценить характер и направление тех инвестпроцессов, которые в прошлые годы во многом находились в тени флагманских инвестпроектов. Формально первым мероприятием форума утром 22 мая была презентация технологического аудита проекта высокоскоростной магистрали Москва--Казань: глава РЖД Владимир Якунин не скрывает намерения долгосрочно лоббировать инвестпроект стоимостью до 1 трлн руб., реализация которого в условиях слабого экономического роста или стагнации выглядит маловероятной. Среди других крупных контрактов наиболее значимым выглядит соглашение групп "Сумма" и Veolia о создании совместного коммунального оператора для рынков Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе в сфере водоснабжения: сделок в ЖКХ с крупными мировыми игроками на рынке РФ ожидали уже несколько лет.
Огосударствление деловой сферы на ПМЭФ уже очевидно полное: в повестке дня форума в 2014 года не удается обнаружить ни одного публично объявленного контракта без непосредственного участия госструктур, ряд из них на форуме уже подписывается между регионами, а Архангельская область на ПМЭФ вчера заключила соглашение с одним из собственных муниципальных районов. Большая часть таких документов не фиктивна: фактически регионы РФ выступают на ПМЭФ как игроки рынка, а не как "органы власти" в чистом виде. Большое число сделок в этом качестве на форуме заключала Ленинградская область.
Второй день ПМЭФ обещает быть "более международным", чем первый: ожидается, в частности, продолжение объявления Российским фондом прямых инвестиций сделок, начатое еще в ходе китайского визита Владимира Путина, выступления руководства иностранных суверенных фондов, представленных на ПМЭФ в 2014 году крупными делегациями, и дискуссии по нефтегазовой тематике, 22 мая практически проигнорированные.