"Наши компании рождаются международными"
В ПЕРЕВОДЕ С ИВРИТА
Основатель и сопредседатель компании NanoIsrael Нава Сверски-Софер — о том, как Израиль превратил свои слабые стороны в слагаемые успеха.
Возможно, Израиль — единственный член Организации экономического сотрудничества и развития, у которого нет долгосрочной R&D-стратегии. Это может казаться недостатком, но и преимущества такого подхода очевидны. Мы способны быстро принимать решения, менять инфраструктуру. Мы вообще очень предприимчивые люди. Во многом это связано с тем, что у нас страна иммигрантов. Это делает Израиль похожим на Кремниевую долину, где тоже собраны люди со всего мира. Жизнь в Калифорнии проще, но экосистемы похожи. Возможно, главное — это свободное общение, неформальный обмен идеями.
Мы постоянно готовы к войне, у нас всеобщая воинская служба. Из-за этого наша молодежь очень рано учится принимать быстрые решения в сложных ситуациях. Молодые люди получают лидерские навыки, учатся работать в команде, мыслить нестандартно, находить решения любых стоящих перед ними задач. Это уникальная особенность Израиля, которую вряд ли возможно перенести куда-либо еще.
Из-за того что Израиль фактически находится в изоляции, а наш внутренний рынок при этом очень мал, мы просто вынуждены действовать в глобальном масштабе. Наши компании рождаются международными. Есть ли у нас международная стратегия? Так вопрос в Израиле не ставит никто. Вопрос — в чем она состоит, куда мы идем в первую очередь. Все компании работают на английском языке. Деловое письмо, бизнес-план или отчет о заседании совета директоров — весь документооборот происходит исключительно на английском, ведь в любой момент вам может понадобиться переслать документ куда-нибудь за пределы Израиля, а иврит, как известно, не является языком международного общения. Подобного подхода я, к сожалению, не вижу в России. Даже людям, которые занимают высокие позиции, часто требуется переводчик. У России большой внутренний рынок. Вокруг вас многие говорят по-русски. Это и благословение, и проклятие.
Американцы любят говорить: если судьба дала вам лимоны, сделайте лимонад. Именно так мы и поступили. У нас были плохие стартовые позиции, но мы смогли превратить наши слабые стороны в сильные. Лимонад, который мы сделали,— это культура инноваций. У нас очень мало пресной воды. Что мы делаем? Мы изобретаем систему капельного орошения: в Израиле нет ни одного сада, который бы не использовал эту технологию. Кроме того, мы развиваем технологии очистки морской воды: сейчас 60% воды, которую мы используем,— морская вода, это самый высокий в мире показатель. У крупнейшей компании, которая работает в этой области, много других технологий. Например, она делает снег и продает его даже швейцарцам. Опять же в силу обстоятельств у нас много военных технологий. При этом многие из них применяются более широко, например в медицине. Отличный пример — камеры в форме пилюль, которые используются для диагностики. Изначально такие камеры размещались в наконечниках ракет и использовались для навигации.