РФ изобретет свою зеленую экономику
С ресурсным уклоном, как и у традиционной
Экологически ориентированная экономика может стать одним из драйверов роста в России в условиях спада и угрозы дальнейшего кризиса, заявляют чиновники и представители бизнеса на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Интерес к этой теме в стране приходит с заметным опозданием по сравнению со многими странами мира — пакеты таких мер в ЕС, США, Южной Корее были приняты уже пять-шесть лет назад. Впрочем, эксперты предлагают РФ несколько скорректировать «зеленую» повестку дня, позиционируя себя как «экологически ответственного поставщика» ресурсов.
Российские власти впервые всерьез заговорили о зеленой экономике в том числе как перспективного направления в условиях спада прочих отраслей. Как заявил вчера на круглом столе «Зеленые деньги и совершенствование российской системы природопользования», организованном компанией Deloitte в рамках ПМЭФ, директор департамента международного сотрудничества Минприроды Нуритдин Инамов, «ключевой вопрос сейчас — может ли движение к зеленой экономике стать драйвером экономического роста в стране».
Идея развития ориентированных на экологию отраслей для оздоровления (во всех смыслах) экономики неоригинальна: еще на первой волне глобального кризиса в 2008–2009 годах комплексы подобных мер были приняты в целом ряде стран мира — в том числе в ЕС и США. Южная Корея и Китай даже стали своеобразными чемпионами по зеленой составляющей в пакете восстановительных мер для спасения экономики от кризиса (79% и 34% соответственно).
Впрочем, в РФ речь пока идет преимущественно о формировании законодательной базы и институциональных рамок по этой теме. Господин Инамов перечислил в этом ряду законопроект о наилучших доступных технологиях, дальнейшую реформу законодательства об управлении отходами (вводящего в том числе ответственность производителя на всех этапах производственной цепочки), а также закон о ликвидации прошлого (накопленного) экологического ущерба.
Глава дирекции проектов в области энергосбережения и природопользования Сбербанка Всеволод Гаврилов отметил, что у РФ есть два основных потенциала — интенсивный (модернизация текущих производств) и экстенсивный (освоение новых территорий). По его мнению, крайне перспективным для РФ является ее продвижение в качестве надежного и «экологически ответственного поставщика природных ресурсов». Эта формулировка прозвучала и в выступлении директора по природоохранной политике «WWF Россия» Евгения Шварца, поддержавшего идею создания собственной, национальной модели зеленой экономики. «В случае с Южной Кореей, рядом стран ЕС речь шла прежде всего о снижении зависимости от нефти и газа, что вряд ли может являться приоритетом для нас в текущий момент времени»,— заявил эколог.
По мнению господина Шварца, ключевой для развития зеленой экономики в стране является смена модели, состоящей из двух основных игроков (государство и ресурсные госкомпании), на более открытую модель, включающую в себя также общество и малый и средний бизнес. Кроме того, представитель «WWF Россия» подчеркнул важность перехода на международные экологические стандарты, а также восстановление целевых экологических фондов и превращение их в один из финансовых инструментов модернизации. Господин Гаврилов предложил также ввести особый порядок исчисления НДС для проектов экологической модернизации, а также подумать об отнесении инвестиций в них к затратам предприятий.
В числе уже имеющихся достижений — снижение объемов сжигания попутного газа. По словам директора по консалтингу «IHS Global Россия» Максима Нечаева, если три-четыре года назад в РФ сжигалось более половины попутного нефтяного газа, то сейчас — 20%. Цель — довести в ближайшие два года показатель до 5%. Прогресс эксперты «WWF Россия» заметили и в лесном секторе — к 2014 году более 20% всех лесов, передаваемых в аренду для лесозаготовок, сертифицируется по стандартам ответственного экологического лесопользования FSC (по сравнению с практически нулевыми показателями еще 15 лет назад).