"Иностранные наблюдатели оценивают выборы как гладкие, чистые"
ЦИК Украины ожидает максимально высокую явку на выборах президента страны. Первые данные появятся после 14:00 по местному времени, в 15:00 по Москве. Об этом сообщил на брифинге глава ЦИК Михаил Охендовский. Специальный корреспондент ИД "Коммерсантъ" на Украине Артем Галустян рассказал о происходящем ведущей Наталье Ждановой.
— Где вы сейчас находитесь? Вы на одном из участков?
— Я был буквально недавно на одном из участков в Печерском районе, практически в центре Киева. Здесь явка действительно очень высокая. В небольшом помещении находились около 200 человек в несколько очередей. Там даже сложно перемещаться по помещению. Как мне сказал представитель комиссии, на 12:00 по местному времени проголосовало больше 15% избирателей именно по этому району. Это примерно один человек в минуту. Там находятся иностранные наблюдатели, они оценивают выборы, как гладкие, чистые. Это довольно густонаселенный район, центр города. Это показательный участок.
— Нарушений вообще нет, получается? Гражданская сеть "Опора" зафиксировала 360 нарушений, в том числе, вынос бюллетеней с участков, попытки подкупа и так далее. Наблюдатели, с которыми вы общались, говорят, что вообще все гладко и нарушений никаких нет?
— Я общался с представителями International Human Rights Commission. И они говорят, что выборы они оценивают как чистые. Они заметили одно нарушение, это было в Соломенском районе. Там просто не было списка кандидатов, они эту информацию передали в МВД.
— А много ли наблюдателей на участках, и кто эти люди? Сообщалось, что из России "Голос" отправлял тоже своих наблюдателей.
— Да, как сообщает глава ЦИК, сейчас на Украине находится больше 3,6 тыс. наблюдателей, они распределены по всей стране, многие приехали в Киев. Кстати, о заявлениях на брифинге. Глава ЦИК еще раз рассказал о ситуации на Донбассе: более чем 400 избирательных участков там сейчас открыты. Этот список будет меняться, количество будет меняться, так как некоторые избирательные участки приходится закрывать в течение дня, потому что возникают серьезные риски для избирателей. По Луганску данных вообще нет.
— Говорили, что в Донецке, Луганске и Славянске вообще ни один участок не открылся. Эти данные подтверждаются?
— Как говорит глава ЦИК, все-таки некоторые участки открыты, и там обеспечена безопасность внутренними силами. И люди там голосуют. Но цифр он не может привести, потому что ситуация очень быстро меняется.
— По поводу крымских татар вам что-то известно? Сообщалось, что их тоже должны были привезти на голосование, по-моему, в Херсонскую область.
— Да, говорили об этом, но никаких уточнений по этому поводу не было больше сделано. Глава ЦИК еще раз подчеркнул, что юридические результаты неуязвимы, их легитимность не будет вызывать сомнений, несмотря на то, что явка может оказаться низкой на Донбассе. На счет явки в целом по стране они воздерживаются от комментариев, потому что по избирательному законодательству Украины порога явки нет. И юридически это никакого значения не имеет, поэтому пока воздерживаются, рассчитывают, что позже смогут сказать. Но явку они объявляют как очень высокую.
— Проголосовали вроде как уже нынешние киевские руководители Турчинов и Яценюк, и Порошенко в Киеве голосовал, а Тимошенко — в Днепропетровске. Вы были на этих участках, где проходило это голосование?
— Я еще не был на этих участках. Позже, когда уже появятся цифры по явке, и, может быть, какие-то предварительные результаты от тех, кто проводил экзит-поллы, я обязательно поеду в штабы основных кандидатов. Там уже будет известно.
— Как относятся к российским журналистам сейчас? Накануне наша коллега Наталья Суворова не смогла попасть, но сегодня ей вроде как удалось самолетом долететь до Киева. Предоставляют ли информацию, как реагируют на вопросы, как вам работается на участках?
— Должен сказать на счет Натальи Суворовой, что в ЦИКе очень переживали, что она не пересекла границу. Как раз в тот момент, когда я получал свою аккредитацию в ЦИКе, поступила информация о том, что Наташа не пересекла. И они переживали, и я видел замешательство: они пытались придумать, что сделать. В ЦИКе когда узнали, что я из Москвы, подбежала женщина и еще один мужчина, стали давать визитки, мол: "Если вас здесь будут обижать, мы правозащитники, мы сможем обеспечить вам все, что угодно". В целом по городу я вижу мало журналистов, зарубежные коллеги неохотно общаются с нами и избегают всяких контактов, даже в отелях. Отель "Украина" сейчас главный форпост для всех журналистов. В целом я из России коллег не часто вижу, на российский паспорт немного напряженно реагируют, при этом подчеркнуто спрашивая: "Есть ли у вас с собой оружие?". Это просто смешно.