Женщины на госслужбе всем довольны
Институт социологии РАН нарисовал новый портрет среднего класса в России
Основу среднего класса в России составляют чиновники и работники бюджетного сектора, которые удовлетворены своей работой и профессиональной самореализацией — такие данные были представлены в аналитическом докладе Института социологии РАН "Средний класс в современной России: 10 лет спустя". В целом к этой категории населения относится 42% россиян, причем две трети среди них — женщины, численность группы с 2003 года выросла на 13%, они все более уверенно чувствуют себя на рынке труда, их готовность инвестировать в свое образование и квалификацию сокращается.
Средний класс (СК) в современном социологическом определении составляет 42% населения России, за период с 2003 по 2014 год его численность выросла с 29% — такие данные были представлены в аналитическом докладе Института социологии РАН "Средний класс в современной России: 10 лет спустя". Наиболее стабильная группа СК — его ядро — составляет на настоящий момент менее 40% общей численности группы, то есть 16% населения страны в целом. Остальные представители СК — 26%, как уже отмечалось, относятся к периферии группы.
Профессиональную основу СК, по оценкам ИС РАН, уверенно составляют работники госсектора. В ядре среднего класса их количество достигло по состоянию на 2014 год 68%, а в периферии СК — 43%. При этом ядро СК демонстрирует максимальный уровень удовлетворенности своей работой (61% оценивает ее на "хорошо") по сравнению как с периферией СК (41%), так и с остальным населением (26%). Сходная ситуация была зафиксирована и при оценках возможности профессиональной самореализации — в ядре СК ею полностью удовлетворены 59%, в то время как на периферии СК таких 41%, а среди остального населения — 23%.
Периферия среднего класса в оценках ИС РАН — это в основном рядовые служащие или работники в сфере торговли и бытового обслуживания. В СК в целом имеют среднее специальное образование 35% его представителей, а высшее (в том числе незаконченное) — 65%. Среди населения, не попавшего в СК, эти доли составили 45% и 13% соответственно, еще 42% имеют только неполное или общее среднее образование. При этом доля людей, которые тратят свой досуг на дополнительное образование и повышение квалификации, в ядре СК в 2,5 раза выше (15%), чем в целом по стране (6%), однако даже в ядре СК доля инвестирующих свое свободное время в повышение квалификации за десять лет сократилась вдвое. Сворачивание инвестиций в дополнительное образование и квалификацию является общероссийской тенденцией, так как среди остального населения их доля тоже сократилась (с 15% в 2003 году до 6% в 2014 году). Отметим, в этом аспекте российский средний класс сильно отличается от иностранных аналогов — обычно одним из критериев принадлежности к СК принято считать постоянное повышение квалификации.
В целом средний класс относительно моложе остальных россиян. Наибольший вес в его составе имеет возрастная группа населения от 31 до 40 лет — она составляет 27% общей численности среднего класса (и 40% его ядра). Следует отметить, что в составе СК прежде всего преобладают женщины — они составляют 64% в ядре СК и 71% в периферии этого ядра. В то же время среди остального населения ситуация качественно отличается: вне СК преобладают мужчины, женщины составляют 40%. В мегаполисах средний класс составляет половину населения (51%), в крупных городах — 47%, в районных центрах доля среднего класса в населении снижается до 39%, в ПГТ и селах — 38%. Доля представителей ядра СК в населении максимальна в мегаполисах (24%) и минимальна в селах (7%). Большую часть ядра СК составляют в первую очередь выходцы из городских высокообразованных семей, однако существует значительный приток извне, то есть тех, чьи родители занимали более низкое социальное положение. Эти оценки ИС РАН не отличаются от стереотипного восприятия СК как "молодой" социальной группы, но прямо противоречат другому стереотипу — о том, что бенефициарами работы госсектора являются преимущественно мужчины средних и старших возрастных групп. С точки зрения ИС РАН, типичный представитель СК — это молодая женщина-профессионал с высшим образованием из крупного города, работающая по специальности, удовлетворенная своим социальным положением, доходом, карьерой и ростом возможностей для предпринимательства.