Повторение — мать спокойствия
Что бывает, когда главной новостью становится отсутствие новостей
Состоявшуюся в ходе Санкт-Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) встречу с руководителями мировых информационных агентств Владимир Путин использовал, чтобы подтвердить ранее обозначенные позиции по внешнеполитическим вопросам. Это, как и его выступление на форуме днем ранее, должно было показать нежелание российского руководства идти на политическую или экономическую эскалацию.
Новые границы
Встреча с руководителями информагентств не могла обойтись без вопроса о легитимности победителя президентских выборов на Украине (задала его Флоранс Бидерман из агентства France Press). Ответ был практически привычным. "Мы, безусловно, я уже сказал, будем уважать выбор украинского народа и будем работать с формируемыми органами власти на основе этих выборов",— ответил господин Путин. Но описал модель, которая ему кажется "логичнее": "при юридически действующем президенте" провести "сначала референдум, принять конституцию и на основе нового основного закона провести выборы". Кроме того, по мнению президента, "те люди, которые контролируют власть в Киеве, и основные кандидаты на пост президента — это все-таки разные люди, и, может быть, те, кто сегодня контролирует, не заинтересованы в том, чтобы вновь избранный президент был полностью легитимным".
Не менее традиционным был и вопрос исполнительного директора агентства Reuters Пола Инграссия: "Как я понимаю, ваша основная цель заключается в восстановлении своего влияния на постсоветском пространстве". "Нам пытаются приклеить этот ярлык — ярлык того, что мы собираемся восстановить империю, Советский Союз, подчинить всех своему влиянию. Это абсолютно не соответствует действительности",— ответил Владимир Путин.
Он подчеркнул, что Россия "стремится к выстраиванию интеграционных процессов на постсоветском пространстве", чтобы "использовать конкурентные преимущества, имеющиеся у всех наших государств, независимых сегодня". "В ближайшие дни будет подписан договор о создании Евразийского экономического союза. Что там есть от воссоздания империи? Ничего, ноль. Там исключительно вещи, касающиеся объединения усилий в сфере экономики",— сказал глава государства.
Напомним, что в октябре 2011 года в газете "Известия" Владимир Путин писал, что для России, Белоруссии и Казахстана "тесная интеграция на новой ценностной, политической, экономической основе — это веление времени". "О едином политическом пространстве говорилось всегда осторожно и очень невнятно, Путин в первую очередь упирал все-таки на экономическую интеграцию,— пояснил "Ъ" глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.— Так что изменилась не позиция президента, скорее, наступило понимание, что это не пройдет: стало понятно, что у соседей совсем мало энтузиазма вызывает политическая интеграция. И в этом термине теперь появилось третье слово: Евразийский союз стал еще и "экономическим"".
Обмен репликами о возможном возобновлении холодной войны из-за присоединения Крыма также выглядел повторением пройденного. Президент напомнил, что "некоторые события, которые происходили на Украине, прямо угрожают нашим интересам": "Где у нас гарантия того, что после силовой смены власти, очередной "цветной революции", которая, безусловно, произошла на Украине, Украина завтра не окажется в НАТО?"
Некоторой новостью могла показаться часть диалога относительно островов Курильской гряды. "Вы говорили, что хотите разрешить их путем хикиваки, то есть ничьей в терминах дзюдо. Нет ли изменений в такой вашей позиции?" — спросил представитель японского агентства Kyodo News Хироки Сугита. "Окончательного ответа пока нет, он может родиться только в результате тяжелой, сложной совместной работы",— сказал Владимир Путин. И подчеркнул, что Россия "готова" вести переговоры по этому вопросу, но о готовности Японии ему неизвестно: "Мы просто с удивлением недавно услышали, что Япония присоединилась к каким-то санкциям".
"Путин еще десять лет назад дважды публично и довольно прозрачно намекал Японии, что если они проявят гибкость, то Россия тоже может проявить гибкость и вернуться к декларации 1956 года, которая предусматривала подписание мирного договора и раздел островов пополам",— напомнил "Ъ" господин Лукьянов. По его мнению, "то, что сказано Путиным,— некий сигнал в адрес Японии": "Он в очередной раз дал понять: дело за вами, если вы заинтересованы, давайте продолжать".
Прежние рубежи
На самом деле то, что первое выступление Владимира Путина на ПМЭФ было запланировано на вторую половину дня 23 мая, то есть уже после большинства панельных сессий и круглых столов, для сценария форума в Санкт-Петербурге стало чрезвычайно важным обстоятельством. До выступления президента на пленарной сессии ПМЭФ и предшествовавшей ей встречи с главами крупных компаний, а затем выступления 24 мая на "энергетической" сессии ПМЭФ и интервью главам мировых информагентств большая часть "знаковых" выступлений на форуме или были подчеркнуто осторожными и даже настороженными, или алармистскими. На этом фоне экстренные переговоры правительства и ЦБ с Visa и MasterCard (см. "Ъ" от 24 мая) были главной иллюстрацией того, что, возможно, происходит с экономикой РФ.
Исключением, пожалуй, была сессия Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), модерировавшаяся Алексеем Кудриным, и выступления на ПМЭФ главы администрации президента Сергея Иванова, который, вероятно, по должности был хорошо знаком с тем, что скажет через несколько часов президент. Господину Иванову на панели "Создание центров экономического роста", модерировавшейся управляющим партнером Ernst&Young Александром Ивлевым (см. стр. 8), даже пришлось успокаивать главу "Русала" Олега Дерипаску, резко критиковавшего высокую доходность по кредитам Сбербанка и ВТБ регионам: решений о списании региональных (да и корпоративных) долгов не требуется, в целом ситуация стабильна. Но, собственно, даже за час до речи президента 23 мая, когда глава РСПП Александр Шохин в выступлении на саммите мирового бизнеса спросил у Владимира Путина, не следует ли вернуть в повестку ПМЭФ тему "энергетической безопасности", которая в 2006 году присутствовала на саммите G8 в Санкт-Петербурге, а затем "ушла", его можно было понять только одним способом: тема никуда не ушла, Россия (особенно с учетом контракта "Газпрома" и CNPC) по-прежнему никуда не уходила с фронта энергетического противостояния. Комментарии президента (см. также стр. 9) были в основном технологичны и уже сильно диссонировали с тревожно-агрессивным тоном выступлений глав госкомпаний и ведомств, доминировавших на форуме, первых полутора дней ПМЭФ.
Программная речь Владимира Путина и последовавшие комментарии изменили практически все. Президент явно отказался удовлетворять запрос части присутствующих на эскалацию конфликта, речь была даже более "приземленной", чем на форуме в 2012-2013 годах. Хотя необходимость обсуждения множества ультраконфликтных тем, от экономических санкций против РФ до выборов на Украине через двое суток, давала отличную возможность для риторического расширения поля противостояния. Вместо этого президент предпочел, как, впрочем, и ранее, демонстративно игнорировать "силовую" составляющую противостояния. В итоге основной новостью ПМЭФ и стал отказ от новых резких телодвижений.
В первую очередь это касается экономической части программы: единственной уступкой Владимира Путина в сторону сторонников экстренных "стимулирующих мер" в поддержку роста ВВП стало объявление о "проектном финансировании" в сфере промышленности с участием ЦБ по ставке "инфляция плюс 1%". По данным собеседников "Ъ" в Минэкономики, окончательное решение о запуске этого инструмента принято на прошлой неделе, как и решение о существенном ограничении его использования. В целом же большая часть мер по поддержке экономического роста, равно как и в целом регуляторных инициатив Кремля, от новой амортизационной политики до конвертации субординированных госкредитов в капитал банков, новостей не содержала. Важно было лишь то, что события февраля--апреля 2014 года пока не внесли изменений в основной курс. При этом Владимир Путин именно на ПМЭФ в очередной раз продекларировал принципиальное положение: под "российским бизнесом" и Кремль, и Белый дом подразумевают не только компании с российским капиталом, но и российские "дочки" любых иностранных компаний. Готовность видеть среди них различия, готовность российского государства к политической дискриминации иностранного бизнеса в РФ, очевидно, выглядит главной новой угрозой для иностранных инвестиций в РФ — и, очевидно, несостоявшейся надеждой для части российского бизнеса. "Думайте о своих выгодах и о возможных дивидендах работы в РФ, не поддавайтесь давлению и шантажу, идите своим путем и вы добьетесь успеха, а мы вам будем помогать" — это послание к участникам ПМЭФ, не дающее, впрочем, забыть, что "давление и шантаж" со стороны в первую очередь США все-таки считаются в Кремле непреложным фактом, завершило выступление Владимира Путина. После которого тональность большей части выступлений на ПМЭФ вернулась к ставшей привычной за много лет.