Дальневосточный лосось запнулся о госграницу
Рыбаки вынуждены ставить флот на прикол из-за противоречий в нормативной базе
Лососевая путина на Дальнем Востоке оказалась под угрозой срыва. Несколько крупных предприятий вынуждены поставить флот на прикол, потому что не могут вести промысел без разрешений на многократное пересечение госграницы. Пограничники ссылаются на ограничения в законе и продолжают штрафовать за каждый несанкционированный переход. Пока рыбаки готовятся к акциям протеста, эксперты отмечают, что спасти ситуацию могут лишь поправки в законодательство.
Как сообщил „Ъ“ гендиректор ООО «Поларис» Владимир Латынцев, дальневосточные рыбаки не могут продолжать промысел и ввести флот на приемку и переработку лосося из-за невозможности многократно пересекать госграницу. Заложниками стали и промысловые суда, и суда-транспортники, от которых пограничники требуют предъявить копию промыслового билета. Как объясняет рыбопромышленник, только за один рейс из Петропавловска-Камчатского во Владивосток судно пересекает границу три-четыре раза. Рыбакам нужно выходить за границу для сброса сточных вод, а входить в терморе — для приемки и переработки лосося, но не с целью промысла. Транспортники разрешения на промысел не имеют по определению. Формулировка «в случае ведения промысловой деятельности» в постановлении правительства №560, которое регулирует пересечение границы, установила для погранслужбы тождественность двух документов — разрешения на промысел (разрешительного билета) и разрешения на многократное пересечение госграницы.
«За каждое нарушение штраф составляет 400–800 тысяч рублей. В случае пересечения границы судном, у которого есть разрешение на промысел в терморе, пограничники рассматривают это как два правонарушения: одно при выходе для сброса сточных воды, другое — при возвращении»,— рассказал господин Латынцев. По его словам, из-за этого многие предприятия, в частности Тымлатский рыбокомбинат, Хайрюзовский РКЗ, рыболовецкий колхоз имени Ленина, Озерновский РКЗ-55, вынуждены поставить свой флот на прикол. Аналогичная ситуация сложилась на Сахалине, в Магадане, коснулась Приморского и Хабаровского краев. «У нас все то же самое»,— заявил „Ъ“ гендиректор ООО «Магаданрыба» Руслан Теленков.
На встрече с министром рыбного хозяйства Камчатки Владимира Галицына председатель Камчатской краевой организации профсоюза работников рыбного хозяйства Игорь Коваленко уже заявил, что ситуация «приводит к оттоку с полуострова рыболовецких предприятий». «Мы готовы к организованным совместным акциям. Наша задача — нормализовать ситуацию и позволить рыбакам отработать путину спокойно и эффективно»,— сказал он.
О проблеме с пересечением госграницы рыбаки, напомним, еще 23 апреля сообщили в Магадане премьер-министру Дмитрию Медведеву. В протоколе совещания ФСБ совместно с заинтересованными органами поручено до 2 июля представить в правительство проекты нормативных актов, предусматривающих возможность применения уведомительного порядка при многократном пересечении госграницы РФ судами рыбопромыслового флота и научно-исследовательскими судами.
В погрануправлении ФСБ по Камчатке в своих действиях ссылаются на ограничения, предусмотренные постановлением правительства от 5 сентября 2007 года №560. В письме на имя губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина (имеется в распоряжении „Ъ“) начальник погрануправления отмечает, что «управление действует в строгом соответствии с законодательством РФ, а правомерность наложения административных штрафов подтверждается в судебном порядке». За 2013 год пограничники Камчатки рассмотрели 343 дела по ст. «Нарушение режима госграницы», по которым было наложено свыше 55 млн рублей штрафов.
«Сегодня нужны изменения законодательной базы, потому что организация работы флота на приемке красной рыбы на Камчатке в этом году вызывает серьезные вопросы»,— говорит председатель медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов. Эксперт уверен, что демонстрации уже не помогут. «Есть устойчивая судебная практика. И чтобы изменить ситуацию, не надо никого обвинять — ведь пограничники просто выполняют свою работу, надо последовательно и планомерно работать с законом»,— говорит эксперт.