"Московский муфтият хочет распространить свое влияние на крымских татар"

Совет муфтиев России просит создать в Крыму мусульманский вуз. Соответствующее обращение в администрацию президента направил первый заместитель Управления мусульман европейской части России Дамир Хазрат Мухаметдинов. Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль ответил на вопросы ведущего радио новостей Бориса Блохина.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

По мнению Дамира Хазрата Мухаметдинова, в Крыму необходимо создать исламский институт, который будет заниматься подготовкой духовенства. Кроме того, как заявил Мухаметдинов, учебное заведение сможет оказывать крымским татарам духовную поддержку.

— Насколько необходим такой вуз, и почему до сих пор его не было в регионе?

— Вуз всегда необходим. Чем больше вузов, тем лучше, и, конечно же, мусульманских вузов тоже. Я думаю, что муфтият воспользовался прекрасной для него ситуацией, конъюнктурой политической, складывающейся сегодня в Крыму, и хочет распространить свое присутствие, свое влияние конкретно и на крымских татар. Самый лучший способ сделать это — конечно же, создать там учебное заведение. А почему не было, я думаю, что просто до сих пор процесс возвращения, восстановления положения крымских татар на их родине шел, так сказать, явочным порядком и не был никоим образом законодательно обеспечен в Украине, поэтому, собственно говоря, не до вуза никому не было. А сейчас складывается такая обстановка, когда статус крымских татар должен быть подтвержден, и, в принципе, всякие преференции на них распространяются. Очень удачный момент, в том числе, и для вуза.

— А чему будут учить в таких заведениях?

— Как во всяких такого рода заведениях это, прежде всего, теологические дисциплины, то есть коранические науки, арабский язык, конечно, в первую очередь, то есть там достаточно такой объемный набор дисциплин.

— Но, тем не менее, для чего мусульманам религиозные учебные заведения, почему нельзя проводить все это обучение в дополнение к светскому, как вы считаете?

— В принципе, никто не мешает проводить его в дополнение к светскому, просто если есть задача выпустить уже как-то четко определенных в своем идеологическом профиле имамов мечетей, то, конечно же, в дополнение к светскому не получится. А потом, что значит "в дополнение к светскому"? То есть, допустим, светские школы, куда ходят татары вместе с русскими и украинцами, крымским населением. Каким образом там можно организовать специально для них исламское обучение? В виде пятничных каких-то отдельных занятий, что ли? Это же не воскресная школа.

— Но, с другой стороны, обучение арабскому языку, согласитесь, не является такой прерогативой мусульманского образования?

— С таким же успехом я могу у вас спросить, а зачем нужны семинарии?

— Вот и вопрос, действительно, многим дисциплинам можно обучать в светских вузах, правильно?

— Вы представьте себе… Семинария дает ту подготовку, которую невозможно организовать на светской базе. В светском вузе вы можете изучать историю религии сравнительно, написанную людьми, совершенно внешними от религиозной области. А семинарии выпускают профессиональных клерикалов, и исламский вуз тоже будет выпускать профессиональных клерикалов.

— Господин Джемаль, вопрос: если вуз все-таки будет создан, кто должен контролировать его деятельность?

— Мы же говорим об историческом процессе, а не о нравственном…

— Хорошо, кто будет контролировать?

— Кто дал эту инициативу, тот и будет, видимо. Зачем инициативы появляются? Инициативы появляются, чтобы их реализовывать, вот, видимо, муфтият московский рассчитывает, что с этой инициативой он как раз и получит под контроль себе этот вуз будущий.

Вся лента