Московские ТЦ остаются без клиентов
Жители столицы все реже посещают моллы, выяснили аналитики. Поток покупателей весной сократился более чем на 6%. В ожидании экономических трудностей москвичи предпочитают меньше тратить на одежду и бытовую технику и менее активно берут кредиты, поясняют собеседники радио новостей.
Столичные торговые центры стремительно теряют покупателей. С середины марта по середину мая потребительский трафик в московских моллах упал более чем на 6%. Таковы данные компании Watcom. Сильнее всего падение ощущалось с 14 по 20 апреля. Тогда поток клиентов в ТЦ ослабел на 11,5%. На 1000 кв. м. площади в день приходилось всего 545 человек вместо 613 — за тот же период годом ранее. Такое поведение покупателей связано со стагнацией финансовой системы и ужесточением кредитования населения, заметил начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий.
"Основной фактор — это общая тенденция в экономике — стагнация, негативная динамика, ожидание рецессии. Второй по значимости фактор — состояние неопределенности, боязнь широких санкций и люди закрывают свои кошельки, когда возрастает подобная неопределенность. На третьем месте — тот фактор, что существенно сократился темп роста потребительского кредитования", — рассказал Осадчий.
Увеличения трафика потребителей в ближайшее время также ждать не стоит, считают специалисты. Даст о себе знать и геополитическая ситуация, и валютные колебания, отметил начальник аналитического отдела управляющей компании "Капитал" Андрей Верхоланцев.
"Причина заключается, в том числе, и в замедлении экономического роста, а в более частном приложении, это снижение курса рубля. В марте данный процесс достиг апогея, люди, скорее всего, стали корректировать свою модель потребительской активности. Если говорить о будущем, то, наверное, стоит ожидать более осторожного подхода людей к своим потребительским предпочтениям, поскольку ситуация в экономике пока не ясна и, в том числе, на мой взгляд, сильнейшие девальвационные ожидания. На этом фоне говорить о каком-то взрывном росте трат, наверное, не приходится", — полагает Верхоланцев.
В то же время снижение потока покупателей заставит ритейлеров развивать программы лояльности. Среди прочего, клиентов моллов в ближайшее время наверняка ждут большие скидки, отметил глава компании "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров.
"Что касается сложной ситуации, то бытовая техника, электроника, очевидно, будет не очень хорошо выглядеть. Очевидно, плохо выглядит автомобильный ритейл, не очень хорошо выглядит одежный и обувной ритейл. При этом более устойчивая ситуация в сегменте строительных материалов, более устойчивая ситуация по сегменту продовольственных товаров пока, хотя в большей степени там играет роль инфляционный фактор. Если мы посмотрим, ритейлеры очень активно реагируют на изменение ситуации на рынке посрендством проведения маркетинговых мероприятиий", — сообщил Бурмистров.
Эксперты связывают нынешнее падение потребительского трафика не только с экономической обстановкой. Так, на рынке значительно усилилась конкуренция — появились новые площади. А это, в свою очередь, привело к размыванию потока покупателей.