Взяли, уволили
Прокурора в Уфе арестовали по подозрению в получении взятки от гастарбайтера
Вчера стало известно об аресте помощника прокурора Калининского района Уфы Искандера Ризяпова. В минувшую субботу в отношении него было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество с использованием служебного положения». Прокурора подозревают в вымогательстве крупной суммы с гражданина Узбекистана, которому он обещал посодействовать в смягчении приговора сыну. Не дожидаясь окончания расследования, Искандера Ризяпова уволили со службы за нарушение присяги. Но в оценках судебной перспективы его дела эксперты разошлись.
Прокуратура Башкирии вчера объявила об увольнении за нарушение присяги и проступок, «порочащий честь прокурорского работника», помощника прокурора Калининского района Уфы Искандера Ризяпова. Приказ подписал прокурор республики Андрей Назаров. По его поручению в минувшую пятницу региональное управление ФСБ РФ и подразделение совбеза надзорного ведомства провели оперативно-розыскные мероприятия в отношении сотрудника, работавшего в райпрокуратуре с конца прошлого года, отметили в ведомстве. А в субботу в отношении Искандера Ризяпова возбудили уголовное дело о мошенничестве с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Следствие полагает, что в марте-апреле этого года прокурор, отвечавший за общий надзор за соблюдением законодательства, вымогал 500 тыс. руб. с гражданина Узбекистана. Он якобы обещал смягчить приговор по уголовному делу его сына, обвинявшегося в убийстве по неосторожности при уличной драке.
С заявлением в правоохранительные органы о вымогательстве гражданин Узбекистана обратился после того, как передал прокурорскому сотруднику в два захода почти всю сумму — в марте 300 тыс., в апреле 150 тыс. руб., но его сына приговорили к длительному сроку заключения. Фамилию потерпевшего заявителя в региональном управлении Следственного комитета РФ не раскрывают. Действия прокурора квалифицировали как мошенничество, а не взятку, так как он не был пойман с поличным, а кроме того, как полагает следствие, он не имел возможности повлиять не приговор суда.
В уголовном деле, как рассказали „Ъ“ в Следственном комитете, фигурирует видеозапись разговора гражданина Узбекистана с Искандером Ризяповым. Она была сделана в рабочем кабинете прокурора, куда с претензией пришел потерпевший. В ней он укоряет прокурорского работника в неисполнении обязательств, а тот не отрицает факт получения денег, рассказала старший помощник руководителя СУ СКР в республике Светлана Абрамова.
По ходатайству следствия Калининский райсуд в субботу избрал прокурору меру пресечения в виде ареста. Ему уже предъявлено обвинение.
В прокуратуре поспешность решения об увольнении сотрудника без приговора суда объясняют тем, что «было достаточно самого факта, что он взял эти деньги».
Собеседники в прокурорских кругах Уфы связывают такое кадровое решение с тем, что сигналы на Искандера Ризяпова могли поступать в головное ведомство и раньше, и «система не выдержала».
Интересно, что задержание прокурорского работника произошло в день, когда в прокуратуре республики проходило межведомственное совещание по выявлению преступлений коррупционной направленности. На нем, как рассказали „Ъ“ участники, представители прокуратуры критиковали МВД и Следственный комитет за снижение раскрываемости преступлений коррупционной направленности.
Адвокат Алла Хаялтдинова, представляющая интересы Искандера Ризяпова, сообщила „Ъ“, что ее подзащитный своей вины не признает и показания следствию пока не давал. «Расследование в самом начале. Могу лишь сказать, что нет данных о том, что его взяли при получении денег»,— сказала защитник. Она намерена обжаловать меру пресечения.
Другие адвокаты расходятся в оценке судебной перспективы дела. По мнению адвоката Сергея Макаренко, «видеозапись и показания потерпевшего — очевидца преступления могут иметь большое доказательственное значение». В то же время Искандер Фахретдинов, ранее работавший в прокуратуре, напротив, называет судебные перспективы неоднозначными. «Если кроме показаний потерпевшего и видеозаписи нет других доказательств, то дело не стоило даже возбуждать. Такое дело можно прекратить на стадии следствия, чтобы не доводить до печального финала в виде оправдательного приговора за отсутствием состава преступления»,— отметил господин Фахретдинов. Он также предполагает, что обвиняемому предложат заключить сделку со следствием, например, признать вину, возместить взятую сумму в обмен на приговор, не связанный с лишением свободы.