"Метрика" создает базу
Сеть магазинов займется собственным производством
ООО "Корпорация СБР" (развивает сеть DIY-магазинов "Метрика") летом 2014 года откроет в Ленобласти завод, выпускающий профильные трубы и арматурную сетку из стального проката. Он станет частью федеральной сети различных производств, которые компания намерена открывать по одному-два в год. Эксперты утверждают, что запуск собственных производств позволит компании уменьшить свою зависимость от снабжения сторонними поставщиками.
Как рассказали "Ъ" в холдинге "Корпорация СБР", объем производства нового завода будет составлять 1 тыс. тонн в месяц. Кроме профильных труб малого диаметра и арматурной сетки, там будут изготавливаться перфорированные крепежные изделия.
Сейчас сеть собственных производств компании, которую развивает субхолдинг — ГК "Василевс", насчитывает семь заводов. Производства "Корпорации СБР" выпускают метизы, металлоконструкции, пиломатериалы, изделия из пластика на заводах в Петербурге, Ленинградской области, Архангельске, Краснодаре. Наиболее крупными предприятиями являются деревообрабатывающий завод "Камет" (Архангельск), сеть металлообрабатывающих заводов "Каскад" (Ленобласть, Краснодар) и завод по производству изделий из пластика "Изомер" (Ленобласть).
Проектная мощность "Камета" — 60 тыс. куб. м в год, сейчас предприятие выпускает вагонку, мебельные щиты, строганный погонаж и топливные брикеты. Металлообрабатывающий завод "Каскад" в Ленинградской области выпускает 5,2 тыс. тонн продукции (метизы, сетка-рабица, панельные ограждения, аксессуары для монтажа и другое) в год. Проектная мощность завода "Изомер", основной продукцией которого на данный момент являются стеновые пластиковые панели, превышает 1 млн кв. м.
По словам генерального директора ГК "Василевс" Алексея Вождаева, основная идея создания "Корпорацией СБР" федеральной сети собственных производств состоит в том, чтобы в первую очередь обеспечить товаром свою федеральную розничную сеть — "Метрику".
"Такая стратегия тесно взаимосвязана со стратегией региональной экспансии "Метрики" и открытием точек продаж в небольших городах. На первом этапе развития производственного направления была выбрана сырьевая диверсификация: под конкретный вид сырья создается производство товаров, наиболее востребованных розничными и оптовыми покупателями "Метрики". Сначала полностью осваивается один вид сырья, затем — переход к следующему смежному виду сырья, но продукция из которого имеет уже более высокую маржу. Например, в металлообработке первой в качестве сырья была освоена стальная проволока, на очереди — стальной прокат", — поясняет Алексей Вождаев.
В компании пояснили, что следующим за сырьевым этапом развития производственного направления является географический этап. Он подразумевает тиражирование типовых заводов "Корпорации СБР" в российских регионах. Уже открыт второй металлообрабатывающий завод "Каскад" в Краснодаре, сейчас рассматривается возможность размещения третьего такого завода в ЦФО, а также организация второго деревообрабатывающего производства. Всего, как пояснили в компании, они намерены открывать по одному-два завода в год.
"Пример Краснодара показал, что размещение производства именно на рынке сбыта позволило снизить логистические издержки и за счет этого увеличить продажи в два раза. В настоящее время создана специальная организация, которая будет заниматься сбытом продукции собственных производств "Корпорации СБР". Уже заключено несколько десятков федеральных контрактов (поставки осуществляются почти в 1 тыс. точек продаж по всей стране, в том числе в Западной Сибири), прорабатываем ряд экспортных контрактов", — говорит господин Вождаев.
В компании предполагают, что единая федеральная сеть заводов будет расширяться как внутри направлений (географически), так и по направлениям (производства новых видов товаров), и уже в этом году доля продукции собственных производств достигнет в обороте "Метрики" 10%.
ООО "Корпорация СБР" образовано в 1995 году. Является управляющей компанией сети строительных магазинов "Метрика" и производственного субхолдинга ГК "Василевс". На начало 2014 года сеть "Метрика" насчитывала 105 строительных гипер- и супермаркетов в 70 российских городах.
Леонид Хазанов, заместитель главного редактора журнала "Металлоснабжение и сбыт", считает, что, исходя из заявленной мощности будущего предприятия в Ленобласти по производству профильной трубы и арматурной сетки, инвестиции в его создание можно оценить на уровне нескольких десятков миллионов рублей. "По всей видимости, реализация продукции завода будет осуществляться через сбытовую сеть "Метрики", благо в ее составе уже около 100 магазинов строительных материалов и ее развитие продолжится в будущем. Об этом говорит тот факт, что в последние два года "Метрика" открывала новые магазины в Северо-Западном, Центральном и Приволжском федеральных округах. Стоит отметить, что, построив подобное предприятие, "Метрика" из торговой компании станет производственно-сбытовой и сможет уменьшить свою зависимость от снабжения профильными трубами и арматурной сеткой сторонними поставщиками", — рассуждает он.
По словам господина Хазанова, одной из тенденций на отечественном рынке стало создание различными компаниями своего рода мини-заводов, ориентированных на выпуск проката строительного назначения — тех же стальных труб, арматуры и других видов, и в дальнейшем эта тенденция явно сохранится.
По словам аналитика УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина, объем рынка DIY в России оценивается сегодня в достаточно широком диапазоне — от $25 до $30 млрд, что объясняется относительно невысоким уровнем прозрачности и различными методиками оценки. "По примерным расчетам, на долю локального рынка Петербурга может приходиться четыре-пять процентов в общем объеме DIY-индустрии", — говорит господин Клягин.