Французские левые опять неправы
«Национальный фронт» выиграл евровыборы
Лидер «Национального фронта» (FN) Марин Ле Пен выполнила предвыборное обещание-угрозу сделать свою партию «первой партией Франции». На прошедших во Франции в воскресенье выборах в Европарламент у нее лучшие результаты. Хотя оппоненты правительства социалистов заговорили о «правом реванше» в стране, парижский корреспондент “Ъ” АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ считает эти выборы не совсем показательными.
В воскресенье вечером Марин Ле Пен шумно отпраздновала победу в зале, расположенном в пяти минутах ходьбы от Елисейского дворца, где в тот момент царило полное уныние. Президент Франсуа Олланд уже ночью предупредил своих министров, что ждет их в понедельник с утра, чтобы посмотреть им в глаза перед встречей с европейскими лидерами. Поражение, которого опасались социалисты, оказалось еще более унизительным, чем на местных выборах (см. “Ъ” от 1 апреля).
В воскресенье FN показал лучший результат, набрав 25,41% голосов — значительно больше, чем у правящих социалистов из PS (13,97%), и больше привычных соперников из Союза за народное движение (UMP; 20,77%). До сих пор наилучший для себя результат крайне правые показали в 1989 году, набрав почти 12%. А на предыдущих выборах, состоявшихся в 2009 году, у FN были жалкие 6%. То есть за пять лет партия Марин Ле Пен увеличила свое влияние в четыре раза. Неприятнее всего для социалистов то, что за Марин Ле Пен голосовали преимущественно молодые (треть ее избирателей моложе 35 лет) и активно работающие люди (голоса FN отдали 43% рабочих и 38% служащих).
Если посмотреть, что именно принесет FN победа, цифры покажутся не такими очевидными. У Франции в Европарламенте всего 74 депутатских места из 751, и однопартийцы Марин Ле Пен получат в общей сложности от 23 до 25 мандатов. Важно также, что это не чисто французские выборы, на которых определяется, кто будет руководить страной, городом или коммуной. Делегатов отправляют в Брюссель, к которому во Франции многие относятся подозрительно и даже враждебно — как к органу, который пытается командовать странами, выступает против национальной промышленности и перераспределяет богатства в пользу бедных. И французы сочли, что к неприятным чиновникам не грех отправить десант из FN — пусть они их проучат как следует.
Однако Марин Ле Пен предпочитает представить свою победу как домашнюю и теперь говорит о FN как о «первой партии Франции». Лидер FN уже жаждет реванша на национальных выборах, призвав распустить Национальную ассамблею, где господствуют социалисты, и потребовав отставки премьера-социалиста Манюэля Вальса.
Положению президента Олланда в этой ситуации не позавидуешь. Его главные оппоненты из UMP тоже потерпели поражение. Но и они заявляют устами экс-премьера Франсуа Фийона, что виной всему «очевидный разрыв между президентом и французами». Даже если это и злорадство противника, популярность президента и впрямь невысока. Согласно недавнему опросу, французы видят его худшим президентом Пятой республики, которую считают от де Голля. Лучшим Франсуа Олланда назвали всего 0,5%, а вот побитый им на выборах Никола Саркози — один из трех победителей опроса рядом с Шарлем де Голлем и Франсуа Миттераном.