Шоп пусто было
Арендаторы попросили скидки у девелоперов коммерческой недвижимости
В пермской торговле зафиксированы кризисные явления. Собственники торговых площадей в Перми отмечают рост запросов со стороны арендаторов на предоставление скидок по арендной плате. Ритейлеры мотивируют это снижением покупательской способности и падением продаж, в некоторых случаях до 40%. Девелоперы говорят о схожести ситуации с кризисным 2009 годом, но на дисконт пока идти не готовы.
Девелоперы коммерческой недвижимости фиксируют снижение покупательской способности и снижение выручки арендаторов. Как рассказала Елена Жданова, директор ООО УК «ЭКС» (управляет ТРК «Семья» в Уфе и Перми, пермским ЦУМом), арендаторы стали обращаться за предоставлением скидок по аренде. «Ситуацию на рынке коммерческой недвижимости я бы сравнила с началом – серединой 2009 года. Это не совсем глубокий провал, но наши арендаторы говорят о снижении продаж от 20 до 40%. В основном падение пришлось на весенние месяцы», — отмечает она. При этом посещаемость, по словам госпожи Ждановой, растет: «Мы это видим и в Перми, и в Уфе. Люди приходят отдохнуть, погулять, при этом именно покупательская активность снизилась. Положительную динамику увидели в мае, но насколько это будет длинный тренд, пока непонятно».
Снижение объема продаж холдинг «ЭКС» зафиксировал и по своему направлению «модный бизнес» (развивает три европейских бренда в Перми и Уфе — МЕХХ, Motivi, Betty Barclay). Уже по итогам прошлого года выручка сократилась на 6,6% — со 187,3 до 174,9 млн руб. Однако, как заявила Елена Жданова, на этот год в целом группа планирует рост финансовых показателей: «Основной постулат — как минимум планируем инфляционный рост. По недвижимости сегодня планы пока выполняются. Не скажу, что легко. Вопросы есть, в том числе связанные с запросами арендаторов на скидки, но пока выдерживаем уровень». В 2013 году доходы от управления недвижимостью ГК «ЭКС» составили 2,16 млрд руб. — на 11,6% больше, чем годом ранее. Госпожа Жданова признает, что даже в 2009 году компании-девелоперу удалось избежать необходимости идти на серьезные скидки для арендаторов. «Кому было совсем уж плохо, конечно, мы их давали, но несущественные. С большинством все равно договариваемся. Мы каждый год увеличиваем арендные ставки — либо на темпы роста инфляции, либо на тот процент, который указан в договоре, либо фиксированная ставка плюс проценты. В среднем у нас рост ставок составляет порядка 8%, без учета коммуналки, потому что она растет быстрее», — отмечает Елена Жданова.
Директор ООО УК «Столица-Пермь» Константин Копытов соглашается, что сегодня ситуация очень напоминает 2009 год. «На самом деле обращения от арендаторов по поводу скидок нам поступают периодически, и вовсе необязательно, что это связано с кризисом. У некоторых фишка такая: писать письма — авось дадут. Хотя сейчас обращений действительно стало больше. Мы готовы к тому, что их станет еще больше. Думаю, самым сложным, пиковым периодом станет осень этого года», — предполагает собеседник „Ъ“. Он отмечает, что у компании уже есть опыт работы в такой ситуации: «Мы к этому готовы, будем разбираться. В 2009 году мы проводили своего рода аудит по всем арендаторам, которые к нам обращались, насколько обоснованными были их заявки на „льготы“. Просто для некоторых сокращение маржи до 20%, когда было 70%, уже кризис». Господин Копытов добавляет, что у самих девелоперов нет большого пространства для маневра и снижения аренды. «У нас планы рассчитаны на год вперед, под эти потенциальные обороты мы несем обязательства», — поясняет он. По его наблюдениям, в ТРК «Столица» покупательский трафик находится пока на прежнем уровне. «Но даже если он, например, осенью снизится на 25%, для наших арендаторов это все равно будет хороший трафик», — уверен собеседник „Ъ“.
Директор АН «Респект» Алексей Ананьев говорит о том, что сейчас участились обращения со стороны собственников коммерческих площадей в сегменте стрит-ритейла, которые подыскивают новых арендаторов. «Арендаторы просят скидки у собственников, но речь идет о серьезных объемах, на которые владельцы помещений не готовы. Это порядка 20–30% дисконта. В результате арендаторы уведомляют о расторжении договора, а собственники выходят с инициативой найти новых „клиентов“ на прежнюю ставку», — отмечает собеседник „Ъ“. Он поясняет, что такая тенденция наблюдается в группе непродовольственных товаров. «Потребительский спрос снижается, люди начинают экономить на одежде либо предпочитают более дешевый сегмент. В результате арендаторы уже не тянут те ставки, которые есть сегодня», — уточняет господин Ананьев. Сейчас, как отмечает эксперт, средняя ставка в сегменте стрит-ритейла варьируется в пределах 1–1,5 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц (речь идет о помещениях в центральных районах, за исключением ул. Ленина и Комсомольского проспекта). «В настоящее время ставки близки к тому, чтобы начать снижаться», — добавляет он.