"Лукашенко идет на введение "крепостного права" от отчаяния"
Александр Лукашенко хочет ввести в стране "крепостное право". Белорусский президент пообещал в ближайшее время подписать декрет, который не позволит колхозникам и совхозникам менять сферу деятельности и переезжать в города. Шеф-редактор минской оппозиционной газеты "Народная воля" Светлана Калинкина обсудила инициативу с ведущими Оксаной Барыкиной и Олегом Богдановым.
Отмечается, что соответствующий проект уже подготовлен президентской администрацией. Об этом Лукашенко сообщил 27 мая в ходе рабочей поездки по Минской области.
Ок.Б.: Как воспринимают в самой Белоруссии такой декрет?
С.К.: Это свежая новость, я не могу сказать, что она обсуждается на каждом углу. В принципе, подобные меры у нас уже были: например, Лукашенко год назад запретил увольняться кому-либо с деревообрабатывающих предприятий. Там тоже была катастрофа, вбросили большие деньги на модернизацию — все оказалось впустую, тогда стали действовать методом крепостного права.
О.Б.: Помогло?
С.К.: Нет, к сожалению, даже такие чрезвычайные меры не помогли. Директора, правда, некоторые уже сидят, заведены уголовные дела. Но люди как получали маленькие зарплаты, так и получают, только уволиться не могут.
О.Б.: В советское время что-то подобное существовало, тогда до какого-то года паспортов не было у колхозников и совхозников, и они не имели права перемещаться из колхозов и совхозов. С точки зрения проблем сельского хозяйства в стране, сейчас есть серьезные какие-то проблемы? Почему президент собирается подписывать такой декрет?
С.К.: Как вы знаете, у нас Александр Лукашенко сам из сельского хозяйства, в прошлом, директор совхоза, он очень гордился достижениями сельского хозяйства Белоруссии, туда вбрасывались огромные деньги и все время говорилось, что вот-вот и все у нас зацветет и заработает. Оказалось, что зацвели только приписки — приписки оказались рекордными. Никаких успехов нет, ни посадить, ни убрать урожай без государственной помощи наши колхозы не могут, в общем, полное фиаско.
И сейчас в своей традиционной манере Лукашенко решил, что причина в том, что надо закручивать гайки, как один из способов. Кстати, раньше он говорил, что запрет будет только для руководителей, а не для обычных колхозников, поэтому я не исключаю, что именно такой декрет и готовится, именно для руководителей.
О.Б.: Есть одна особенность таких декретов, я не зря вспоминаю советское время: если запретить перемещаться работникам колхозов и совхозов, которые уже работают, возникает проблемы у молодежи: они видят, что папа закрепощен, постоянно ходит к своему комбайну, естественно, их такая перспектива не особо радует и они начинают передвигаться в города. Это и вызвало очень серьезную миграцию из колхозов в города. Это может больше обострить эту проблему.
С.К.: Я с вами абсолютно согласна, это совсем не решение проблемы, это, наоборот, может быть, загонит ситуацию в тупик на долгое время. Я думаю, Лукашенко идет на такие меры от отчаяния, потому что действительно огромные деньги вбрасывались в сельское хозяйство, для Белоруссии немыслимые, и тем не менее, все это оказалось впустую, деньги закопаны в землю. Эти меры просто от непонимания, что же все-таки делать, поэтому берут кнут и заставляют всех работать.
О.Б.: Но если это касается чиновников, тогда более или менее ясно.
Ок.Б.: Я так поняла, что рабочих рук не хватает, как обычно это сейчас в деревне?
С.К.: Посмотрим. Рабочих рук не хватает, конечно же, молодежи не хватает, но такие декреты еще больше отпугнут, дети после школы будут убегать из деревни. У нас в руководстве страны, что удивительно, сплошные люди с сельхозобразованием, но они тоже не остались работать в колхозах, все убежали оттуда.
Ок.Б.: Так декрета еще не было, поэтому и убежали, все логично.
О.Б.: Поэтому президент декреты и подписывает.
Ок.Б.: "Свои" убежали, теперь можно и подписать.