России пошла японская карта
На местный рынок спешит платежная система JCB
Японская платежная система JCB в скором времени собирается выйти на российский рынок. Планируется, что в качестве расчетного банка системы выступит Альфа-банк. Эксперты считают, что после решения Visa и MasterCard продолжать бизнес в России шансов на значимую долю на российском рынке у японской системы немного, к тому же может сыграть свою роль политический фактор.
Об активизации японской платежной системы JCB по выходу на российский рынок „Ъ“ рассказали несколько его участников. По их словам, JCB планирует это делать в партнерстве с Альфа-банком. Директор процессингового центра Альфа-банка Вилен Тимирязев подтвердил, что соответствующие переговоры с JCB были и предварительные договоренности достигнуты. «Мы уже стали членом JCB, имеем опыт работы с JCB в качестве эквайера „Аэрофлота“, далее планируем осуществлять функции расчетного банка системы в России»,— пояснил господин Тимирязев. Плюсы статуса — остатки на корсчетах участников системы и дополнительный комиссионный доход, уточнил он.
Впрочем, на начальном этапе материальный аспект вряд ли будет заметным, в этот момент скорее интересен статус, уточняет Вилен Тимирязев. «Если все пойдет по плану, в первую очередь потенциальной целевой аудиторией карт JCB станут граждане, часто летающие в Китай, Японию, Южную Корею, где Visa с MasterCard недостаточно хорошо представлены»,— рассказывает он. По его словам, у JCB имеются планы по существенному увеличению точек приема карт на территории России, так что расплачиваться можно будет не только за рубежом. И хотя продукты Альфа-банк не привязаны к географии, на Дальнем Востоке «интерес к картам JCB будет повышенным».
Для того, чтобы JCB выйти на российский рынок, а статус Альфа-банка как расчетного закрепить документально, японцам нужно получить в ЦБ разрешение на работу в России в качестве платежной системы. По данным „Ъ“, документы могут быть поданы уже в ближайшее время. У JCB серьезные амбиции по работе в России, рассказывают участники рынка, и их не умаляет тот факт, что фактические монополисты на нем (Visa и MasterCard) уходить пока передумали. 5 мая президент РФ Владимир Путин подписал пакет поправок к закону «О национальной платежной системе», которые потребовали от международных игроков либо строительства в России процессинговых центров, либо размещения в ЦБ обеспечительных взносов в размере двухдневного оборота. Однако затем стало известно, что на строительство процессинговых центров дается полтора года, скорее всего, будет отсрочка и по депозиту в ЦБ.
По словам источника „Ъ“, знакомого с планами JCB, решение о выходе в Россию как одну из стран БРИКС было принято акционерами этой платежной системы еще в прошлом году и не стало реакцией на сигналы о возможных проблемах Visa и MasterCard на российском рынке. Официальный комментарий JCB получить не удалось.
JCB могла бы занять определенную нишу на российском рынке, полагают эксперты. Часть клиентов может захотеть завести карты JCB в качестве подстраховки, говорит предправления банка «Авангард» Валерий Торхов. Кроме того, по мнению председателя совета директоров платежной системы «Золотая корона» Николая Смирнова, JCB из-за небольшого объема может предложить более гибкие тарифы, в том числе и по снятию наличных.
Профессор кафедры банковского дела ХГАЭП Юрий Рожков отмечает, что в случае прихода платежной системы в Россию она «будет рассчитана прежде всего на Дальний Восток» и не станет полноценной альтернативой системам Visa и MasterCard. Однако эксперт сомневается в эффективности этого проекта, так как Центробанк, «учитывая политические реалии» и необходимость создавать собственную платежную систему, может воспротивиться приходу новой иностранной. «Visa и Master Card настолько „напугали“ своими намерениями уйти, что другим странам верить нельзя. Лучше было бы сделать совместную систему с Китаем или, используя его модель, создать свою»,— считает господин Рожков.
«Перспективы у японской платежной системы на нашем рынке, особенно на Дальнем Востоке, есть, потому что экономические связи с Японией активно развиваются. Для многих наших бизнесменов, работающих с Японией будет значительно удобнее пользоваться национальной платежной системой «Страны восходящего солнца»,— считает доктор экономических наук, директор Международного института бизнеса и экономики Александр Латкин.
По официальным данным в Японию в 2013 году в составе туристских групп только из Приморья съездили 7,343 тыс. человек, с деловым визитом — 3,958 тыс. человек и по частным приглашениям — 2,477 тыс. человек. Всего — 13,778 тыс. человек. Более востребовано у приморцев китайское направление. В КНР в прошлом году выехало из Приморья 480,498 тыс. человек. Из них в составе туристских групп — 408,342 тыс. человек, с деловым визитом — 5,612 тыс. человек и по частным приглашениям — 66,544 тыс. человек.