Дороги для бюджета дороги
Финансирование дорожного фонда региона сократилось
Объем дорожного фонда Саратовской области был урезан на 16 %. Как доложил заместитель председателя дорожного комитета Геннадий Рудыкин, объем финансирования составляет лишь пятую часть от потребности, при этом задолженность по контрактам превысила полмиллиона рублей. Депутаты считают, что хроническое недофинансирование может привести к катастрофе, и сетуют, что комитет не принимает меры. Накануне губернатор Валерий Радаев заявил, что тема дорог настолько сложная, что «даже шутить не хочется».
Вчера на заседании Саратовской областной думы выступил заместитель председателя комитета дорожного хозяйства региона Геннадий Рудыкин. Он сообщил, что из-за сокращения доходов областной казны финансирование фонда сокращено с 3,4 млрд рублей до 2,8 млрд рублей. Большая часть средств (1,8 млн рублей) в 2014 году будет израсходована на содержание дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, приоритет будет отдаваться дорогам с наиболее интенсивным движением и наличием социальных объектов. Также деньги фонда будут направлены на ремонт моста «Саратов‑Энгельс» (481,1 млн рублей), субсидии бюджетам муниципальных образований (250 млн рублей) и бюджетному учреждению (81,2 млн рублей), на обслуживание долговых обязательств области, связанных с использованием бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на ремонт и содержание автодорог общего пользования, (55,6 млн рублей) и на строительство моста через судоходный канал в Балакове (13,8 млн рублей).
Общая протяженность дорожной сети региона составляет 27 тыс. км. Более 10 тыс. км — это дороги регионального значения, и 89 % из них не соответствуют нормативным требованиям. А нынешние объемы финансирования дорожного фонда составляют лишь пятую часть от потребности.
Из-за отсутствия достаточного финансирования ведомство накопило долги перед подрядными организациями по контрактам в размере 503 млн рублей. В текущем году погашено только 127 млн рублей. «Перераспределить средства дорожного фонда не представляется возможным, так как все средства уже закреплены за конкретными контрактами. Поэтому было решено перераспределить средства со строительства моста в Балаково в размере 75 млн рублей и 32,7 млн рублей с субсидий местным бюджетам», — пояснил зампредседателя.
Доклад министра вызвал активное обсуждение среди депутатов. Так, Леонид Писной отметил, что аналогичная ситуация с хроническим недофинансированием в сфере строительства и ЖКХ привела к тому, что дома, которые долго не ремонтировались, за несколько лет обветшали и теперь уже подлежат сносу. В качестве варианта решения проблемы дорог он предложил часть из них передать на муниципальный уровень. «Может, следует говорить о снижении опорной сети, например, за счет передачи части дорог органам местного управления? Сейчас в нее входят подчас подъезды к фермерским хозяйствам и мелким населенным пунктам», — сказал он, добавив, что, вероятно, нужно оставить области лишь шоссе, соединяющие районные центры.
По мнению господина Писного, нужно решать и вопрос с ремонтом дорог у многоквартирных домов. «Давайте уже скажем четко — мы за счет бюджета не будем финансировать ремонт дорог вблизи МКД. Уже ходят разговоры, что этот ремонт ляжет на плечи жителей домов. Таким образом, получится, что все дороги МКД будут в общедолевой собственности», — сказал он.
Спикер облдумы Владимир Капкаев посетовал, что в 2014 году в областной бюджет было зачислено всего 136 тыс. рублей в счет возмещения ущерба для дорожного покрытия от проезда большегрузов. «Смешную сумму собрали — в сравнении с тем количеством автомобилей, которые ездят по нашим дорогам и разбивают их вдребезги», — заявил он и потребовал от комитета предложить какой-то вариант решения.
Недовольство у депутатов вызвало не только отсутствие решения дорожных вопросов, но и поведение докладчика господина Рудыкина. Они сочли, что он отвечал на вопросы неполно и отстраненно. «Я не вижу большого желания со стороны комитета, неужели мы не могли продвинуться за два года. Я что-то не припомню, чтобы от Василия Михайловича Разделкина (председателя комитета. — „Ъ“) поступали какие-то законодательные инициативы и нормативные акты. Пока вы собираетесь, количество дорог уменьшается», — отметил спикер Владимир Капкаев.
Напомним, губернатор Валерий Радаев поднимал «дорожную» тему во вторник в своем обращении к жителям области. Тогда он посетовал, что на эту тему «даже шутить не хочется». По его словам, в регионе зачастую не соблюдаются межремонтные сроки, не соблюдаются требования к дорожному покрытию, в результате трассы не соответствуют стандартам.