Одиннадцать трусов Океана
Каникулярная драма "Осеан"
Сегодня в артхаусных кинотеатрах скромным тиражом выходит французская картина "Осеан" (Oceane), рассказывающая о летнем отдыхе девушки в компании случайных знакомых, среди которых вполне мог оказаться и ее биологический отец. В океанскую пучину курортных страстей погрузилась ЛИДИЯ МАСЛОВА.
В начале "Осеана" (хотя, возможно, название не склоняется, поскольку это имя героини) средних лет мужчина (Оливье Кластр) мчится за рулем своей машины, подпевая антиамериканскому франкоязычному року и зажав между колен бутылку пива, остатки которой он выливает себе на голову. Заехав на бензоколонку умыться в туалете, он становится свидетелем того, как очаровательную нимфетку (Лу Лезаж) с плюшевым слоном выкидывают из машины. Подойдя к девушке попросить огоньку, он соглашается подвезти ее до кемпинга, где ему предстоит выступить с концертом, и целомудренно селит новую знакомую в отдельную палатку. На следующий день он берет Осеан под свое платоническое покровительство: посылает за пивом и ставит за микшерный пульт в то время, как он на сцене развлекает публику во фриковском наряде (трико шахматной расцветки, а сверху трусы в красных пайетках) — по его мнению, так выглядит глэм-рок, "последний спазм романтического рок-н-ролла".
Девушка с необычным именем пытается по мере сил отдыхать, но что-то ее гнетет: периодически она получает письма от отца, напоминающего, что ее мать в больнице, в ответ на которые лишь раздраженно захлопывает ноутбук. Позже прояснится, что семейная драма Осеан заключается в отсутствии точного знания, кто ее настоящий отец — в смутной тяге хоть что-то об этом узнать девочка и отправляется на курортное побережье, где мать зачала ее при невыясненных обстоятельствах. Авторам фильма Филиппу Аппьетто и Натали Совергрен хватает нахальства открытым текстом проводить параллели с картиной Жана Беккера 1983 года "Убийственное лето" (L'ete meurtrier) с Изабель Аджани, под которую Лу Лезаж немножко косит, но, как говорится, не по Сеньке шапка, да и сценаристы далеко не Себастьен Жапризо. Зато оператор Антуан Санье большой эстет и затейник — даже устанавливает камеру на мчащуюся по волнам доску для серфинга, когда не занят разглядыванием частей тела Лу Лезаж. А этому в фильме уделено изрядное время, и в принципе основной авторский месседж — "Посмотрите-ка, какую прелестную малышку мы нашли!" Малышка, однако, блещет пока что скорее модельными статями и киногеничностью, чем актерской выразительностью, хотя авторы и попытались сочинить ей одну-другую интересную ситуацию, кроме вечеринок и дискотек с танцами у шеста и финальной обнимкой с унитазом. Пока герой-музыкант заводит дружбу с хозяйкой пляжного притона, венгерской блондинкой (Диана Ласло), вокруг Осеан ходят кругами молодые парни, и однажды вечером она подвергается жесткому харасменту в общем душе, из которого, однако, выходит с честью во всех смыслах этого слова.
Вся эта хлипкая драматургия служит в основном предлогом для длинных нарезок развлекательных кадров под музычку, где к серфингу и катанию на мотоцикле добавляется прыжок с парашютом, верховые прогулки и, наконец, сексуальная сцена на фоне заката. В символичном имени героини Осеан, то есть "океан", как бы заключена безбрежная жажда жизни, бескрайняя свобода, беспорядочные половые связи и прочие курортные радости, которыми соблазняют клиентов туроператоры, когда помещают на рекламные постеры красотку, нежащуюся в волнах, — примерно аналогичный прием используют и авторы фильма. Но почему-то от всей их затеи веет не свежим ветром и солеными брызгами, а скорее волнующими феромонами пляжного сортира и рок-группой The Stinky Boys, которой в разъездах по гастролям некогда толком помыться.