Растите продажи с правильным светом
Для успеха в современной торговле недостаточно предложить потенциальным потребителям новые коллекции, свежие продукты и серии limited edition. Мелочей здесь нет — каждой детали даже в оформлении необходимо уделять самое пристальное внимание, если ты хочешь, чтобы клиенты вернулись в твой магазин. Одной из таких необходимых составляющих для успешного розничного бизнеса является освещение торговой точки.
Продукты в выгодном свете
Что можно успеть сделать за четыре секунды? Немногое. Но согласно проведенным экспериментам, за это время магазин должен успеть заинтересовать покупателя, чтобы он остановился у витрины, зашел внутрь и, может быть, что-то купил. С точки зрения решения таких задач важность грамотного освещения переоценить невозможно. Ставка на светодиоды, которую делает мировой лидер светотехнического рынка Philips, себя оправдывает. С помощью правильно спроектированного освещения можно не только увеличить продажи, но и сократить издержки, например снизить расходы на электроэнергию.
Показателен в этом отношении продуктовый сегмент. Внутренние исследования показали, что если оснастить супермаркет LED-решениями (light-emitting diode — светоизлучающий диод), то экономия энергии может составить до 70%. Еще 15% сохранит управление яркостью света (smart dimming — диммирование) — режим мягкого приглушенного света в те периоды, когда в торговых залах немного покупателей. Кроме того, система «сбора дневного света» (daylight harvesting, накапливает дневной свет для изменения количества электрического освещения, добавляя его по мере необходимости) помогает сэкономить до 30% потребляемой обычно энергии. К тому же люди при таком варианте освещения чувствуют себя комфортнее и остаются в магазине чуть дольше, что позволяет повысить продажи в среднем на 4%, утверждают в Philips.
Снижаются и операционные расходы. LED-решения обладают значительно большей продолжительностью работы (особенно те, что устанавливаются в холодильные или морозильные камеры), чем традиционные лампы и светильники. Это значит, что не нужно по несколько раз в год или даже месяц заниматься заменой светового оборудования, часто на больших высотах. Переход на LED может снизить издержки владельцев торговых точек на 50%. Отметим, что для профессиональных LED-светильников для большей части ассортимента срок службы составляет 50 тыс. часов, что эквивалентно девяти годам непрерывной работы. Еще минус 5–20% расходов даст система удаленного мониторинга потребления энергии и диагностики.
Главный же показатель для предпринимателей — рост выручки, напрямую вызванный смещением акцента в освещении на светодиоды. Разработанные специально, чтобы подчеркнуть привлекательность продуктов (мясо, рыба, хлеб, сыр, даже вина), LED в конечном счете увеличивают продажи на 10%. Согласно исследованию, проведенному Институтом изучения розничной торговли EHI в Кельне, «умные» светодиоды увеличивают оборот свежей пищи, помогая снижать долю просроченных продуктов. Это особенно важно потому, что испорченное продовольствие может стоить торговым сетям до 4% от их выручки — такие оценки звучали на Европейском форуме по ритейлу (к слову, ООН и ЕС ставят задачу к 2025 году снизить уровень пищевых отходов на 50%).
Грамотно подобранное световое решение помогает продуктам выглядеть привлекательно — так у них гораздо больше шансов быть проданными и не создавать пищевые потери. Создавая высокие уровни цветовой насыщенности с помощью светодиодных решений, можно подчеркнуть характерные цвета отдельных продуктов — к примеру, выделить красный для томатов и желтый для бананов с помощью светильников LED Champagne. Так, в супермаркете, где были проведены замеры продаж после начала использования светодиодного освещения Philips, продажи помидоров, салата, бананов и овощей выросли на 3,5%. Золотисто-желтый теплый свет, исходящий от LED Champagne, подойдет для сыров, хлеба и выпечки.
То же касается и мясного отдела — пожалуй, ключевого для многих покупателей. Казалось бы, изменение цвета мяса — проблема чисто «косметическая». Однако обесцвеченное и выглядящее заветренным, оно отбивает у потребителей всю охоту совершать покупки, что ведет к тем же продуктовым потерям. Решение LED Authentic White естественным образом улучшает вид свежего мяса и помогает справиться с проблемой. Помимо того Authentic White подходит и для таких сортов рыбы, как лосось или тунец. Для рыбного отдела также есть решение LED Frost White, подчеркивающее свежесть и усиливающее блестящий и сверкающий эффект от размещенной на льду рыбы.
По словам руководителя отдела строительства и реконструкции компании «Лента» Виктора Чернова, после модернизации системы освещения в их питерском гипермаркете на Выборгском шоссе торговый комплекс стал выглядеть привлекательнее, заметно снизились затраты на электроэнергию. Используемая там ранее схема проектировалась с учетом реалий 1990-х и технологически устарела, поэтому было решено смонтировать светильники с энергоэффективными лампами и оптической системой, равномерно распределяющей свет. Изменили систему акцентного освещения для специализированных отделов (вместо громоздких светильников установлены новые компактные прожекторы), кассовая зона получила линейную магистральную систему освещения. В итоге уровень освещенности увеличился в два-три раза, зрительный комфорт (следовательно, и восприятие товаров) улучшился. В хлебном и овощном отделах удалось добиться естественных оттенков продуктов и одновременно защитить их от избытка тепла, выделяемого лампами прошлых поколений. Экономия электроэнергии составила до 70% при окупаемости проекта в течение двух лет.
В волгоградском гипермаркете «Леруа Мерлен» для освещения складского пространства Philips реализовала решение «умный склад», которое позволяет автоматически регулировать освещение в зависимости от загрузки помещения. «В итоге компания экономит деньги на том, что свет включается только тогда, когда он нужен, а когда на складе никого нет, освещение диммируется, то есть приглушается. 10 тыс. кв. м экономии»,— комментирует руководитель сегмента розничной торговли Philips «Световые решения» Кирилл Погодаев.
Кстати, для гипермаркетов и больших торговых пространств Philips разработала инновационную систему освещения, которая синхронизируется с мобильным приложением. Технология называется Visual Light Communications: она указывает на местоположение товаров в магазине и передает необходимые данные о продуктах или скидках на смартфон покупателя с помощью светильников. Последние выполняют при этом роль маячков.
Выход в свет
Сильные стороны LED-решений привлекают все больше торговых компаний. Среди клиентов Philips — «М.Видео», MediaMarkt, «Леруа Мерлен», «Дикси Групп», «Магнит». Если в 2008 году на традиционное освещение в магазинах приходилось 93% и 7% — на светодиодное, а в 2011-м — 85% и 15% соответственно, то, по прогнозам Philips, к 2020 году доля светодиодного освещения в ритейле увеличится уже до 75%. На сегодняшний день доля продаж LED-оборудования в сегменте ритейла выросла до 30%, говорит Кирилл Погодаев.
Столь же большую роль, как в продуктовом сегменте, играет свет и в fashion-ритейле, где особенное значение имеет атмосфера внутри бутиков и магазинов. Правильно подобранная система освещения может как привлечь клиента в магазин, так и удержать его там. На прошедшей в феврале международной выставке по развитию ритейла Euroshop в Германии Philips представила ряд решений, которыми наверняка заинтересуются владельцы магазинов одежды.
Ключевая зона здесь — примерочные, где покупатель остается наедине с собой, пытаясь понять, насколько ему идет та или иная одежда. Многофункциональное решение AmbiScene, продемонстрированное на Euroshop, может изменять цвет, интенсивность, различные оттенки белого или разные направления светового потока и предоставляет на выбор восемь сценариев: от обычного дневного или вечернего света до характерного для того или другого времени года. Например, можно лишь нажатием сенсорной кнопки без труда создать условия офисного помещения, чтобы вечерний покупатель мог посмотреть, как будет выглядеть костюм при холодном свете. Кроме того, с помощью AmbiScene можно изменить настроение представляемых коллекций: для весенних подойдут прохладные и свежие тона, для летних — теплые и мягкие. Или создать площадку для рекламных мероприятий и акций, превратив фасад здания в анимированное пространство, или проецировать изображения и текстовые сообщения на витрину. Помимо ощущения праздника ноу-хау Philips благотворно влияют и на выручку. Так, после интеграции динамической концепции освещения Philips в примерочных сети нижнего белья Livera продажи выросли на 15%.
Кроме того, на выставке Euroshop Philips презентовала решение CrispWhite (оно передает настоящие цвета изделий без искажений), а также систему Light Signatures, которая позволит владельцам торговых точек выбрать индивидуальный световой сценарий для каждой конкретной зоны в бутике. Для fashion-ритейла актуально также и акцентное освещение: с помощью регулируемых светильников можно обратить внимание покупателей на новые коллекции или, наоборот, на вещи, готовые к распродаже.
«От правильного света зависит внешний вид моих коллекций и то, как их воспримет публика»,— говорит российский модельер и дизайнер Игорь Чапурин. В его модном доме Chapurin Philips Lighting реализовал проект модернизации системы освещения. Процесс выбора одежды может длиться часами, а значит, примерочная должна располагать к длительному пребыванию в ней. Галогенные лампы, которые раньше были установлены в помещении, во-первых, сильно нагревали воздух, а во-вторых, в определенной степени искажали цвета тканей. Philips предложил заменить их на более эффективные металлогалогенные источники света. Как итог — отсутствие ультрафиолетового и инфракрасного излучения, гарантирующее сохранность предметов одежды и интерьера, поскольку товары не выцветают и не греются. Это помимо долгого срока службы оборудования и снижения затрат на его эксплуатацию.
Управляя светом
Отдельный подсегмент для Philips в ритейле — автосалоны и автозаправочные станции. Для первых инновационным решением является Luminous textile — светодиоды, встроенные в тканевые панели и позволяющие загружать на них разнообразный динамический контент. Панели Luminous textile дают возможность как брендировать определенные пространства магазина или шоу-рума, так и создавать уникальную атмосферу в зонах ожидания и ресепшн. «Посетитель шоу-рума может сесть в машину напротив панели, куда можно загрузить живое изображение ночного города,— приводит пример применения Luminous textile Кирилл Погодаев.— Смотрится очень эффектно. Таким образом, ему захочется быстрее купить этот автомобиль и попробовать, каково это в реальности».
Очевидно, что с течением времени все большее значение для автовладельцев приобретает комфорт, который они хотят получить, даже заправляя автомобиль. Реализованный проект на АЗС ЛУКОЙЛа демонстрирует, как эту задачу помогают решить светодиоды. Светотехники Philips предложили для освещения навеса вместо типового решения на 14 металлогалогенных лампах мощностью 250 Вт установить 10 светильников Mini 300 LED мощностью 137 Вт со степенью защиты IP65 и сроком службы свыше 50 тыс. часов. Для достижения максимальной энергоэффективности в светильники интегрированы видеосенсоры, позволяющие снижать уровень освещенности и, соответственно, потребление электроэнергии до 50% во время длительного отсутствия машин на АЗС.
Помимо монтажа самой осветительной системы для таких объектов предусмотрено удаленное управление ею, причем его можно осуществлять с помощью смартфона. Включать и выключать освещение, автоматически настраивать на разные режимы, регулируя яркость и интенсивность в зависимости от пасмурной или солнечной погоды,— доступные для операторов АЗС функции.