«До свидания, мама»
Лидия Маслова о фильме Светланы Проскуриной по пьесе Василия Сигарева
Драма Светланы Проскуриной "До свидания, мама" снята по сценарию Василия Сигарева, в основе которого лежит его же пьеса "Алексей Каренин". По названию пьесы нетрудно догадаться, что главным действующим лицом, чьими глазами видится происходящее, становится муж Анны Карениной (толстовские коллизии перенесены в современность), по названию фильма можно сделать предположение, что фокус еще немного смещается в сторону сына Сережи, брошенного матерью (Александра Ребенок) из-за внезапно охватившей ее страсти к постороннему мужчине (Алексей Вертков). По словам режиссера, для нее принципиально важно было найти подходящего ребенка, без которого весь замысел мог не состояться,— в результате после долгих поисков Сережу играет девочка Яна Терешина. В ее исполнении Сережа выходит мальчиком грустным, немного робким и каким-то заранее запуганным, словно с рождения (которым начинается фильм) предчувствующим все печальные повороты семейного сюжета. Его движущей пружиной сам ребенок отчасти и становится, когда простодушно проговаривается отцу (Даумантас Цюнис), что мама оставила его одного в гостях, а "сама поехала в другие гости". Переживания отца, и до того подозревавшего об измене, обычно выражаются в том, что он выпускает пар, хватая ребенка и тряся его за плечи, а один раз Каренины буквально дерутся из-за сына, самым трогательным образом хлопающего глазами при виде неприятной сцены. Кроме того, в одном из эпизодов Сережа долго прыгает на батуте, а потом лежит, глядя в небо: в "До свидания, мама" вполне узнаваема обычная задумчивая манера Светланы Проскуриной, наполняющей фильм длинными статичными крупными планами, отражениями в стеклах, блеском огней на мокром асфальте и надрывной музыкой аккордеонистки Эвелины Петровой, а также и религиозными мотивами, которые окончательно уводят в сторону от действительно интересных психологических проблем.
В прокате с 19 июня