"Мы заехали на митинг по дороге на шашлыки"
Свидетелями по "болотному делу" выступили Геннадий и Дмитрий Гудковы
Вчера на процессе по делу об организации массовых беспорядков на Болотной площади 6 мая 2012 года выступили очередные свидетели защиты — на этот раз лишенный мандата депутата Госдумы Геннадий Гудков и его сын Дмитрий Гудков, который еще заседает в Госдуме. Они стали первыми свидетелями защиты, которые считают, что в событиях на Болотной площади виноваты обе стороны — как полицейские, сузившие проход демонстрантов на площадь, так и оппозиционеры, непродуманно организовавшие движение толпы.
Процесс по делу организаторов массовых беспорядков на Болотной площади начался 18 февраля 2014 года. В течение четырех месяцев прокуроры Алексей Смирнов и Дмитрий Боков представляли доказательства виновности подсудимых — лидера "Левого фронта" Сергея Удальцова, находящегося под домашним арестом, и его соратника Леонида Развозжаева. Оба обвиняются в приготовлении к организации беспорядков и организации массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием и погромами (ч. 1 ст. 30 и ч. 1 ст. 212 УК РФ). Господина Развозжаева также обвиняют в незаконном пересечении госграницы (ч. 1 ст. 322 УК РФ). По версии следствия, после возбуждения дела он бежал на Украину.
Во время акции на Болотной площади было задержано более 400 демонстрантов. Ущерб от массовых беспорядков оценен в 28 млн руб. Восемь обвиняемых приговорены к реальному наказанию — от 4,5 до 5 лет колонии общего режима. Десять фигурантов освобождены (либо с них были сняты обвинения) по амнистии в честь 20-летия Конституции. В Замоскворецком суде Москвы сейчас судят четырех обвиняемых.
Геннадий Гудков рассказал в суде, что знал лишь о дате готовящегося митинга, но участия в его подготовке не принимал. "Мы заехали на митинг вместе с женой и сыном Дмитрием по дороге на шашлыки",— пояснил свидетель. Как следовало из слов господина Гудкова, в столкновениях демонстрантов с полицией виноваты как полицейские, так и организаторы. Первые, по его словам, оставили слишком узкий проход для участников митинга с Малого Каменного моста на набережную Болотной площади. Вторые, в свою очередь, неправильно организовали движение колонн. Сергей Удальцов, по его словам, к массовым беспорядкам не призывал — он выкрикивал лозунги "в хоре со всеми", поскольку "индивидуальные лозунги в многотысячной толпе невозможны". Господина Удальцова в сидячей забастовке оппозиционеров, которая была организована на пути движения демонстрантов на площадь, Геннадий Гудков не обнаружил, зато увидел "подозрительных молодых людей в одинаковых капюшонах", которые провоцировали агрессию толпы. "Считаю, что организованным был лишь прорыв оцепления, остальное — стихия".
Показания Геннадия Гудкова отличаются от тех, что давали другие свидетели защиты. К примеру, выступавшие в суде оппозиционеры Борис Немцов и Илья Яшин заявляли, что во всем виноваты полицейские, которые спровоцировали давку, сузив проход демонстрантов на набережную Болотной площади.
Депутат Госдумы Дмитрий Гудков практически дословно повторил показания своего отца. Он тоже обвинил в организации беспорядков "людей в капюшонах" и заявил, что, когда полиция стала реагировать на действия толпы слишком жестко, продолжать переговоры было уже бессмысленно.