Приусадебные площадки
Григорий Дурново об XI фестивале джаза в Архангельском
Отрадно, что на втором десятке организаторы фестиваля "Усадьба. Jazz "по-прежнему готовы что-то придумывать, пробовать новое, рисковать и приглашать не самых общедоступных, не самых раскрученных, не самых, как это у некоторых называется, форматных музыкантов.
Один из смелых шагов — предоставление самой большой и прежде всего молодежной площадки "Партер" норвежскому композитору и клавишнику Бугге Весселтофту. Этот музыкант — один из первопроходцев направления future jazz или nu jazz, представляющего собой смешение джаза с элементами электроники и различными актуальными ритмами. Появление Бугге на сцене, условно говоря, обращенной к молодежи, вполне логично, но многие его эксперименты на площадку стадионного типа не слишком рассчитаны. Тем не менее не стоит удивляться, если Весселтофту и его ансамблю, в котором играет выдающийся норвежский трубач Нильс Петтер Мольвер, тоже любитель электроники, удастся раскачать эту публику. (Кстати, Весселтофт появится на сцене еще и как музыкант, приглашенный грузинской певицей Нино Катамадзе.) Там же состоится презентация совсем уж не развлекательно-танцевального проекта — перформанса скрипача и композитора Алексея Айги, посвященного Сергею Курехину. Участвуют авангардные музыканты. В свете сказанного любителям чего-нибудь эдакого настоятельно рекомендуется посетить "Партер". А ожиданиям любителей традиции и незыблемости больше всего, наверное, будет соответствовать Леонид Агутин, который тоже выступит на этой площадке.
Пространство "Аристократ" за колоннадой, как и раньше, ориентировано на любителей джазовой традиции, и в этот раз было решено углубиться в архаику — в течение обоих дней фестиваля площадка будет предоставлена Фестивалю Нового Орлеана. Идея "фестиваля внутри фестиваля" реализуется не только здесь, но и на площадке "Jazz Club", которая с самого появления ориентирована на клубную и, скажем так, неконвенциональную музыку. В первый день фестиваля площадку отдают под юрисдикцию удивительного фестиваля "Музэнерго", который проводится чуть ли не каждый квартал и собирает малоизвестных, но ярчайших и крайне необычных музыкантов (подробнее см. на странице ХХ). А на второй день живой музей музыкальных редкостей сменится Школой аргентинского танго Elcentro.
Заводные танцы без толпы народа — вот возможный девиз тех, кто придет послушать музыку к сцене "Каприз". Первоначально она задумывалась как место для любителей рок-н-ролла и свинга. Программа нынешнего года с точки зрения стилистического многообразия значительно шире, но идея необходимой танцевальности неизбежно присутствует. Несколько выпадают из ряда танцевальных проектов солидный, но романтический ансамбль "Квадро" клавишника Вячеслава Горского и квартет саксофониста Антона Румянцева с очень любопытной программой "Nirvana в джазе". И, возможно, самый главный сюрприз ожидает тех, кто отправится к реке, на площадку "Берег". В прошлые годы она, иногда меняя названия, оказывалась местом, где базировались электронщики, специалисты по созданию расслабленной атмосферы, обволакивающего саунда. На этот раз здесь правит бал этническая музыка, в которой электроники может совсем и не быть. Причем начинаться все будет с дыхательных практик и поющих чаш. А вы говорите, нирвана. Здесь будут звучать маримба и кельтская арфа, встретятся певица из Адыгеи и народные инструменты со всего света. Наконец, здесь с петербургским ансамблем индийской музыки Samhey выступит легендарный индийский же скрипач, певец и композитор Шенкар (ранее известный как Шанкар), игравший с музыкантами всевозможных направлений, включая Джона Маклафлина, Фрэнка Заппу и Брюса Спрингстина.
Архангельское, 14-15 июня