Конкуренция пересохла
ФАС предлагает отрегулировать рынок duty free
Рынок duty free в России монополизирован и закрыт для новых участников, считает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Из всех проверенных ею пунктов пропуска конкуренция обнаружилась только в терминале F аэропорта Шереметьево. Выходом, по мнению ФАС, может стать введение регулирования рынка в части определения платы за помещения и требования проведения конкурсов на право их аренды для магазинов duty free.
ФАС проводила исследование рынка беспошлинной торговли в 2012-2013 годах по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова. Объектами исследования стали 44 воздушных, 33 автомобильных, девять морских, два железнодорожных и один речной пункт пропуска через границу. Служба установила, что в 2013 году объем реализации товаров через магазины duty free составил 35,6 млрд руб., из которых основной объем — 28,9 млрд руб. (81%) — пришелся на аэропорты. Наименьший объем продаж беспошлинных товаров отмечен на объектах железнодорожного транспорта — только 4,9 млн руб.
Как установила ФАС, конкуренция на рынке duty free в России не развита: в 67 пунктах был обнаружен лишь один оператор беспошлинной торговли, в 14 пунктах — два оператора, в трех пунктах — три оператора, четыре и более оператора были найдены в пяти пунктах. Нормальный уровень конкуренции ФАС отметила только в терминале F столичного аэропорта Шереметьево — ни у одной из восьми организаций, занимающихся там беспошлинной торговлей, не было доминирования (более 50%) в продажах алкоголя, табачной продукции, продуктов питания, парфюмерии и косметики.
"В целом рынки услуг беспошлинной торговли являются закрытыми, вход новых участников на рынок значительно затруднен из-за непреодолимости отдельных барьеров (ограниченное количество площадей для организации магазинов беспошлинной торговли и их неприспособленность к торговле теми или иными товарами)",— пришла к выводу ФАС. Причины доминирования отдельных хозяйствующих субъектов служба видит в недостаточном количестве пригодных для организации магазинов duty free помещений в пунктах пропуска, притом что собственники таких помещений предоставляют их в аренду без проведения конкурсов или аукционов.
В ФАС считают, что стимулировать развитие беспошлинной торговли нужно путем регулирования законодательства. Это подразумевает, в частности, определение платы за аренду помещений для организации магазина duty free, а также введения обязательных конкурсов и аукционов на право аренды.
По словам топ-менеджера одного из крупных операторов duty free в столичном регионе, отдельные российские аэропорты уже сейчас проводят конкурсы по аренде площадей. "Например, Домодедово такие конкурсы организует уже лет пять по собственной инициативе. Кто дал больше — тот и выиграл. Честнее этого быть ничего не может",— рассуждает собеседник "Ъ". Другие аэропорты, по его словам, также стремятся в последнее время переходить на конкурсную основу при определении арендаторов помещений под магазины duty free. Начальник Центра общественных связей Шереметьево Анна Захаренкова сказала, что аэропорт проводит конкурсы на аренду площадей под магазины duty free с 2010 года. "Срок минимальной аренды таких площадей — пять-семь лет",— уточнила госпожа Захаренкова. Начальник пресс-службы Внуково Елена Крылова, в свою очередь, сообщила, что у аэропорта сейчас есть договоры с пятью операторами duty free, которые работают в двух терминалах, обслуживающих международные рейсы. Заключались ли эти договоры на основе конкурса, госпожа Крылова не уточнила.
По словам одного из участников авиарынка, проблема отсутствия конкуренции в секторе duty free касается больше региональных аэропортов. "В отличие от аэропортов Московского авиаузла, они строились давно и не предполагали большого количества некоммерческих помещений",— говорит собеседник "Ъ".