Евроскептики всех стран объединяются
В Европарламенте могут появиться сразу две протестные фракции
После подведения итогов выборов в Европарламент партии приступили к переговорам о формировании коалиций. Главное внимание приковано к евроскептикам правого спектра, которые могут образовать сразу две парламентские фракции.
Не успел премьер Италии Маттео Ренци вернуться из Брюсселя, где лидеры стран ЕС подвели итоги евровыборов (см. вчерашний “Ъ”), как туда одновременно направились создатель протестного движения «Пять звезд» Беппе Грилло и лидер сепаратистской «Лиги Севера» Маттео Сальвини. «Встретил в Maльпенсе (аэропорт Милана.— “Ъ”) Грилло и имел с ним интереснейший разговор»,— сообщил в Twitter Маттео Сальвини. Через три дня после выборов в Европарламент поговорить им было о чем: оба выступают с антиевропейских позиций, а на прошедших выборах их поддержала почти треть итальянцев.
Впрочем, в Брюсселе пути итальянских евроскептиков разошлись. Популист Грилло, перетянувший на себя как правый, так и левый протестный электорат, отправился на переговоры с лидером Партии независимости Великобритании (UKIP) Найджелом Фараджем. «Если нам удастся объединиться, мы сможем доставить Брюсселю массу неприятностей»,— говорится в их совместном заявлении по итогам встречи. В парламенте прошлого созыва лидер UKIP уже возглавил группу правых евроскептиков «Европа за свободу и демократию» (ЕСД) — в ней было 32 депутата из 11 стран. Для формирования группы требуются 25 посланников из 7 стран, а, по словам Беппе Грилло, ЕСД сейчас готовы поддержать до 60 депутатов из 9 стран.
Тем не менее переговоры не окончены, а бывшая соратница Найджела Фараджа по ЕСД лидер французского «Национального фронта» (FN) Марин Ле Пен ранее покинула группу и рассчитывает создать свою, более радикальную правую фракцию. С ней ушли и члены «Лиги Севера» (LN) — именно к ней на встречу направлялся Маттео Сальвини. «Вместе с Марин Ле Пен мы рассчитываем образовать группу, объединившись с австрийской и голландской Партиями свободы, фламандской Vlaams Belangs и “Демократами Швеции”, а также с другими партиями»,— говорил “Ъ” перед выборами евродепутат от LN Лоренцо Фонтана. Но шведы предпочли партнерство с Найджелом Фараджем, а словацкие крайне правые, на которых рассчитывала Марин Ле Пен, не получили мест в Европарламенте нового созыва.
В результате для обеих групп сейчас на счету каждый депутат, который готов выступать с евроскептических позиций,— а таких в новом созыве больше сотни. Пока переговоры успешнее проводит Найджел Фарадж: он, похоже, набирает нужное число депутатов и стран. А вот Марин Ле Пен остается привлечь представителей еще двух стран — на это у лидера FN остается неделя.