"Власти вправе определять политику госкомпаний в отношении обслуживающих банков"
Госкомпаниям разрешат работать лишь с определенными банками. Владимир Путин поручил ЦБ и министерству финансов разработать предложения по усилению контроля за финансами стратегических компаний. Об этом пишет газета "Ведомости" со ссылкой на трех федеральных чиновников. Заместитель председателя правления "Ланта-банка" Дмитрий Шевченко ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Бориса Блохина.
По данным газеты, обсуждаются два варианта. Первый, основной, — это создание закрытого списка банков, в которых госкомпании смогут открывать счета, проводить финансовые операции и размещать депозиты. Второй — это обязать крупные госкорпорации до конца года создать казначейскую службу.
— Какие банки могут попасть в этот перечень?
— Вы знаете, прежде всего важно определиться с механизмом отбора этих банков, потому что главное, чтобы такой механизм не нарушил состояние конкуренции в пользу прежде всего государственных банков. А такие критерии может определить само государство. Это, возможно, какие-то рейтинги, возможно, международные, но здесь же нельзя забывать, что вполне может быть применен закон о госзакупках по контрактной системе. Хотя банковский счет в чистом виде не является услугой, но, в принципе, требования к банкам вполне могут устанавливаться условиями конкурсов, в которых банки будут участвовать. Вот, на мой взгляд, это может выглядеть так.
— А что будут делать банки, которые сейчас с госкомпаниями работают, но в список не попадут? Каких последствий им стоит ожидать, как вы считаете?
— Если вопрос находится в сфере административного регулирования, то компании, которые будут использовать только те банки, которые они должны использовать, они просто закроют счета, уйдут в другие банки. Просто государство как собственник, по сути, имущества государственных предприятий, оно вправе определять политику этих предприятий, в том числе, в отношении обслуживающих банков, потому что цель на сегодняшний день понятна и ясна — это сохранить бюджетные деньги на фоне сегодняшней нестабильности в банковском секторе.
— Но вот эта цель, она вообще реализуема, что госкомпаниям разрешат работать лишь с определенными банками, она повысит контроль за финансами госкомпаний, как вы считаете?
— Я думаю, да, но главное, чтобы это было не в ущерб конкуренции.
— Говоря о конкуренции, здесь вообще возможно провести какую-то черту, сделать так, как предложил президент, и сохранить рынок, конкурентоспособность? Золотую середину соблюсти?
— Я думаю, вполне это можно сделать, потому что все же прекрасно понимают, что крупные предприятия, допустим, не кредитуются в мелких банках в основном, но не потому, что им это запрещено, а потому что мелкие банки не могут обслуживать крупный бизнес. Поэтому в этой сфере уже определенные пулы сложились, поэтому крупнейшие банки кредитуют крупнейших заемщиков, например. По аналогии вполне возможно, что обслуживание по расчетно-кассовому варианту тоже может пройти.
— А что касается банковского сектора, то такой список поможет увеличению прозрачности, как вы считаете?
— Прозрачности банковского сектора? А почему нет?
— По крайней мере, не помешает, я правильно вас понял?
— Я думаю, наоборот, если требования к банкам будут законодательно закреплены либо на уровне подзаконных нормативных актов, и будет понятно, как и почему это происходит. Если это будет в рамках контрактной системы, то закон о госзакупках, где право любого участника будет оспаривать результаты отбора того или иного банка, то открытее, мне кажется, нельзя придумать систему.