Умерла Людмила Макарова
Актрисе было 92 года
Сегодня утром на 93-м году жизни в Санкт-Петербурге скончалась народная артистка Советского Союза Людмила Макарова.
Жизнь Людмилы Макаровой — это целая театральная эпоха, и вся она связана с Большим драматическим театром. Родилась будущая актриса 20 октября 1921 года в Петрограде. А сразу после школы поступила в студию БДТ. И можно было бы сказать, что с тех пор со знаменитой сценой на набережной Фонтанки актриса и не расставалась — если бы в годы Великой Отечественной Людмила Макарова не служила в Театре Балтийского флота. Но в 1945-м она демобилизовалась и вернулась в БДТ.
Дебютировала еще студенткой в 1938-м, весной 1941-го сыграла Аню в гайдебуровской постановке «Вишневого сада» и вышла замуж за актера Ефима Копеляна. Ему и его памяти она тоже оставалась верна всю жизнь. В спектаклях они, конечно, тоже встречались, но в большей степени ее главными сценическими партнерами были все-таки Владислав Стржельчик и Кирилл Лавров.
Самым первым спектаклем, который Людмила Макарова в БДТ увидела и на котором, по собственному признанию, «совершенно обалдела от этого театра», был «Большой день» с Борисом Бабочкиным, следующим — «Мещане». У ленинградской школьницы не осталось сомнений, что она сама обязательно должна сыграть в этой пьесе. Так потом и случилось: в 1966-м она исполнила роль Елены уже в товстоноговских «Мещанах», одном из самых знаменитых спектаклей БДТ.
Вообще недостатка в ролях, а всего их сыграно более семидесяти, у актрисы Макаровой не было и до прихода Георгия Товстоногова в БДТ. Но и в его знаменитой актерской коллекции она заняла достойное место. Дарование Людмилы Макаровой было по-настоящему разноплановым. Первой, еще довоенной ролью в БДТ стала травестийная. В 1956-м, знакомясь с труппой, Товстоногов увидел ее в роли Снегурочки. Многие режиссеры находили в ней лирическую героиню, но самой Макаровой ближе были характерные роли.
Наверное, поэтому и стала знаменитая Ханума из одноименного спектакля БДТ ее самой известной ролью; так виртуозно спелись в товстоноговском спектакле грустная лирика и яркая, лукавая игра. Простой водевиль был превращен в историю с великим секретом — секретом все преображающего таланта. Озорное, очаровательное, царственной, бриллиантовой огранки лукавое женское кокетство, идущее от какой-то необычайной наполненности жизнью, было свойственно многим героиням актрисы. В ней самой было тоже это искрящееся очарование жизни. В театре у нее было прозвище «зажигалочка».
К 80-летнему юбилею Людмилы Макаровой режиссер Андрей Макаров поставил в БДТ «Дорогую Памелу», и актриса, конечно же, одарила героиню своим удивительным обаянием и лукавой мудростью. Но последним спектаклем Макаровой стали «Кошки-Мышки» режиссера Юрия Аксенова, возобновленные к юбилею Зинаиды Шарко (впервые они были поставлены еще в 1974 году). В свои 90 лет Гизу Людмила Макарова играла чуть иначе, чем другие роли: в ней была мудрость подведения итогов жизни, и игра здесь уступала место философии. Ходить актрисе было уже трудно, Гизу она играла в инвалидном кресле, но была так величественна, что и оно казалось троном. Впрочем, быть на сцене одновременно царственной и озорной, искренней и лукавой она умела всегда.