В Крыму будут ездить по старым рельсам
Прямую дорогу Симферополь—Керчь отложили на будущее
Россия может отказаться от одного из ключевых транспортных проектов Крыма — прямой железной дороги, соединяющей восток и центр полуострова. Как выяснил "Ъ", строительство ветки Симферополь--Керчь не включено в ФЦП по развитию Крыма до 2020 года и может не попасть и в схему территориального планирования региона до 2030 года. Эксперты отмечают, что при ориентировочной стоимости проекта не менее $1 млрд его экономическая эффективность была неочевидна.
В пятницу министр транспорта Крыма Юрий Шевченко заявил, что строительство прямой железной дороги от Симферополя до Владиславовки на Керченском полуострове требует более подробного рассмотрения. По словам господина Шевченко, которого цитировал "Прайм", "маршрут весьма затратный", а в случае восстановления движения между Украиной и Крымом новая дорога "особой роли играть не будет". На этот участок пока не рассчитывают и в Москве: в Минрегионе заявили "Ъ", что проект магистрали Симферополь--Керчь не включен в ФЦП по развитию Крыма и Севастополя (ведомство курировало программу до 23 мая, сейчас эти функции отданы Минкрыму). "Но программа еще не утверждена правительством и может быть скорректирована",— отметили в министерстве. В Минкрыме на запрос "Ъ" не ответили.
Ключевым железнодорожным узлом Крыма является Джанкой, где сходятся дороги с Украины через Перекоп (киевское направление) и Чонгар (харьковское). От Джанкоя основная южная ветка идет на Симферополь и Севастополь с ответвлением на Евпаторию, другая однопутная и неэлектрифицированная линия уходит на юго-восток к Керчи и Феодосии. После присоединения Крыма к РФ основным транспортным входом на полуостров должен стать планирующийся мост через Керченский пролив.
Предложение о строительстве прямой ветки Симферополь--Керчь (около 200 км) исходило от крымского руководства. Первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев в конце апреля говорил "Ъ", что дорога необходима в связи с перераспределением грузопотока с севера на Керчь. Предполагается, что строительство перехода через пролив займет 3,5 года, его стоимость оценивается в 50-200 млрд руб. в зависимости от того, будет ли это один мост или комплекс мостов. Другой причиной строительства новой дороги господин Темиргалиев называл план по переквалификации портов Евпатории и Феодосии в зоны отдыха и перераспределению грузопотока оттуда в Севастополь и Керчь.
Но, как уточнили "Ъ" в Минрегионе, строительство ветки Симферополь--Керчь может быть включено в схему территориального планирования Крыма до 2030 года, "этот вопрос сейчас обсуждается". По распоряжению премьера Дмитрия Медведева, ФЦП по развитию Крыма и Севастополя должна быть утверждена до 1 июля. Как сообщил "Ъ" в пятницу Рустам Темиргалиев, сейчас ее объем определен на уровне 950 млрд руб. Во сколько обойдутся транспортные проекты, он уточнить не смог. Из федерального бюджета на транспортную систему Крыма предлагалось выделить почти 400 млрд руб. в течение семи лет. Помимо строительства моста через Керченский пролив в ФЦП включены электрификация и усиление железной дороги Джанкой--Феодосия--Керчь протяженностью 207 км. В мае правительство РФ распорядилось выделить на транспортное обеспечение Крыма 7 млрд руб. Кроме того, как сообщил в пятницу Юрий Шевченко, в этом году Крымская железная дорога получит для своего функционирования 1,1 млрд руб.
Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров соглашается, что наиболее верным решением со стороны государства будет отказ от строительства ветки Симферополь--Керчь. Экономическая эффективность проекта неочевидна, а его стоимость может составить не менее $1 млрд, говорит аналитик. По мнению господина Бурмистрова, к реализации этого проекта можно будет вернуться после того, как сформируется транспортная карта Крыма и будет построен мост через пролив.