Крым свел баланс без гривны
Украинская валюта закончила хождение в регионе досрочно
С 1 июня украинская гривна превратилась на территории Крыма и Севастополя в иностранную валюту, а российский рубль стал единственным узаконенным средством платежа. Схема, предполагавшая двухвалютность территории Крыма до 2016 года, оказалась под угрозой санкций США и ЕС в отношении российских банков, работающих на Украине. В итоге Крым стал частью рублевой зоны досрочно, проблему депозитов крымских граждан и компаний в Крыму (с ценой вопроса более $2,2 млрд) наполовину решили в частном порядке, а на вторую половину решает "дочка" АСВ за деньги Банка России. Кредитной частью крымского баланса, как и требованиями к украинским банкам АСВ, займутся судебная система, коллекторы и, возможно, тот же ЦБ.
Вчера, исходя из майских поправок к законодательству России, принимавшихся Госдумой (последние поправки к закону о вхождении Крыма и Севастополя в состав РФ подписаны президентом РФ Владимиром Путиным 27 мая), хождение украинской гривны в Крыму прекращено. Сама валюта стала для граждан полуострова иностранной — ее можно покупать и продавать, в ней теоретически можно открыть банковский депозит и получить кредит, но наравне с долларом, евро и любой другой валютой мира. Безналичные расчеты в гривне в Крыму были остановлены еще 6 мая, а 7 мая Нацбанк Украины прекратил, согласно новому украинскому законодательству, работу филиалов украинских банков на территории РФ. ЦБ России также приостановил операции крымских филиалов украинских банков на территории Крыма и Севастополя.
В течение мая, по существу, Крым жил в крайне необычной ситуации — вместо провозглашенной еще в феврале 2014 года властями тогда еще независимого формально Крыма (ситуация в Севастополе вообще не описывалась в законодательном поле) переходной программы работы финансовой системы на 2015-2016 годы (см. "Ъ" от 11 и 18 марта) власти Крыма провозгласили политику, по крайней мере в течение 2015 года, параллельной работы банковских систем России и Украины под контролем ЦБ РФ в Крыму, параллельное хождение по административно регулируемому курсу конвертации гривны в рубли (сначала льготные 3,8 руб. за гривну, затем курс снижался) двух валют, а также постепенное, к 2016 году, вытеснение филиальными сетями банков с российской лицензией банков с украинской лицензией с территории двух регионов, присоединенных к РФ.
План, обнародовавшийся в не исчерпывавших вопросы деталях и. о. главы Крыма Сергеем Аксеновым, выглядел достаточно спорным — существование системы двух узаконенных средств платежа в регионе с 2,4 млн населения и банковской системой с активами в 22 млрд гривен (около $2,2 млрд, данные на конец марта приводил глава Нацбанка Украины Степан Кубыв) было сомнительно изначально. Однако развалило схему не столько сопротивление двух нацбанков, сколько взаимные проблемы двух крупнейших банков Украины и России, которые им создал конфликт. Во многом двухвалютная схема работы основывалась на идее создания на базе филиальной сети Приватбанка (банк на Украине занимает положение, близкое к положению Сбербанка в России) в Крыму, управляющейся местным менеджером Борисом Финкельштейном, Банка Крыма с отдельной банковской лицензией РФ. Однако из проекта Банка Крыма в апреле 2014 года ничего не вышло — с одной стороны, схему блокировал Нацбанк Украины, с другой — она была нереализуема из-за проблем ЦБ России с российской "дочкой" Приватбанка. Расчетную систему госструктур Крыма де-факто начал создавать проданный властям Крыма ВТБ банк РНКБ.
Альтернативой Банку Крыма могла бы стать быстро (хотя и дорого) разворачиваемая сеть Сбербанка РФ в Крыму. Но и из этого ничего не вышло. Сбербанк и без этого рисковал активами своего дочернего банка на Украине — Сбербанка России, активы которого сопоставимы с активами крымской банковской системы целиком. Но после введения США санкций в отношении банка "Россия" риски проблем у всей международной сети Сбербанка, которые, безусловно, создали бы проблемы всему бизнесу банка, стали запредельными. В итоге уже к маю 2014 года стало очевидно: в Крыму будут работать только те российские банки, которые не имеют активов на Украине, украинским "дочкам" российских банков (ВТБ, Альфа-банк, ряду других) дадут, как и крымским отделениям украинских банков, спокойно ликвидировать бизнес. С 1 июня Крым и Севастополь с точки зрения законодательства РФ являются зоной рублевой, с точки зрения законодательства Украины (де-юре еще с 2 апреля) — территорией с особым статусом, отличающимся от обычной гривневой зоны.
27 мая на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева вице-премьер Дмитрий Козак заявил: "Переход на рубль в Крыму не содержит никаких угроз для населения полуострова с точки зрения сохранности вкладов. Все личные сбережения можно в любое время обменять на рубли". Напомним, 6 мая Нацбанк Украины дал указание украинским банкам прекратить корреспондентские и агентские отношения с финансовыми организациями, работающими на полуострове,— именно это обстоятельство и стало формальной причиной невозможности двухвалютного Крыма, поскольку отвергало идею "шлюзов" любого вида между украинскими и российскими (по предоставителю лицензии) банками на этой территории.
Напомним, урегулировать вопросы возвращения депозитов жителей Крыма в банках, имевших украинскую лицензию, призван созданный в апреле на базе Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Фонд защиты вкладчиков (ФЗВ) (см. "Ъ" от 30 апреля). По словам господина Козака, за месяц работы фонд принял 108 тыс. заявлений из 300-400 тыс. предполагаемых, выплатил компенсации на сумму 846 млн руб. и начал работу с 19 украинскими банками. На практике ФЗВ занят выкупом у украинских банков этих депозитов на средства ЦБ России — изначально предполагалось, что на это потребуется до 60 млрд руб. ($1,8 млрд), затем сумму снизили вдвое — из чего, очевидно, следует, что по крайней мере часть крымских собственников депозитов сумели снять их в украинских банках до введения ограничений или конвертировали их в другие активы. ФЗВ затем будет подавать ретроактивные иски в суды РФ и международные суды и пытаться получить часть сделанных расходов с украинских банков, которые не вернули деньги вкладчикам, в том числе поменявшим гражданство и регистрацию юридического лица на российские,— признав тем самым присоединение Крыма и Севастополя к РФ (против чего направлено действие украинских законов).
Все сложнее с кредитами физическим лицам Крыма (около 17 млрд гривен) — в теории их с новыми паспортами РФ можно заставить платить по кредиту, лишь подтвердив в суде РФ решение о взыскании денег украинским или иностранным судом, что крайне непросто. Часть украинских банков уже продает кредиты коллекторам — например, 29 мая об этом объявила украинская "дочка" "Русского стандарта", продавшая кредиты на неизвестную сумму российскому Агентству по сбору долгов. Но есть идеи и более масштабно решить проблему: на Санкт-Петербургском экономическом форуме в мае власти Ленинградской области представили проект выкупа кредитов, выданных крымчанам украинскими банками, подконтрольным им Рускобанком, на кредит Банка России суммой до 8 млрд руб.— но с дисконтом. Очевидно, совсем не все украинские банки готовы продавать эти кредиты с "коллекторским" дисконтом — так, второй по величине банк Украины — Ощадбанк (наследник Сбербанка СССР на территории Украины) — заявил о намерении взимать долги с юридических и физических лиц Крыма как раз через международные суды. Пока неизвестна ситуация с третьим по размеру банком Крыма — Укрэксимбанком, еще в марте 2014 года заявлявшим о крупных инвестициях в крымскую филиальную сеть. Прочие украинские банки уже де-факто оставили Крым — ответственность за его денежную систему перешла к ЦБ России полностью.