Ми-8 не справился с погодой
В авиакатастрофе в Мурманской области погибли полтора десятка чиновников и бизнесменов
Вечером в субботу в Мурманской области потерпел катастрофу вертолет Ми-8 компании "СПАРК авиа", на борту которого находились 18 человек, в том числе вице-губернатор региона Сергей Скоморохов, ряд высокопоставленных чиновников и топ-менеджеры ОАО "Апатит" (группа "Фосагро"). По официальной версии, они проводили облет объектов туризма. Уцелели двое пассажиров — участвовавшие в облете главврач местного санатория и петербургский ученый. Пока основными версиями являются возможная неисправность техники и потеря экипажем пространственной ориентации в тяжелых метеоусловиях.
Ми-8 АМТ RA (бортовой номер 22423) ЗАО "Авиакомпания "СПАРК авиа"" в 19:54 вылетел из города Апатиты Мурманской области. Затем вертолет произвел промежуточную посадку в районе лагеря Пятка Мурманской области, где взял на борт еще нескольких человек, и направился в сторону Мунозера. Всего на борту находились 18 человек: командир экипажа Алексей Товпеко, второй пилот Игорь Настеко, бортмеханик Сергей Медведев и техник Михаил Бренгенер, а также 14 пассажиров. По некоторым данным, членов экипажа должно было быть пятеро, однако по каким-то причинам один из техников в рейс не полетел.
По сведениям группы компаний "Фосагро", структурным подразделением которой является ОАО "Апатит", инициатором полета выступил генеральный директор "Апатита" Алексей Григорьев, который пригласил представителей науки и регионального правительства с тем, чтобы на месте рассмотреть вопросы экологии. В частности, обсуждался вопрос создания национального парка "Хибины" и определялись перспективные места для строительства туристических объектов. В полет помимо господина Григорьева и других топ-менеджеров компании направились заместитель губернатора Мурманской области Сергей Скоморохов, курировавший экологический блок, министр экологии Алексей Смирнов, начальник департамента лесного хозяйства по СЗФО Олег Вереникин, несколько других высокопоставленных региональных чиновников и специалистов и глава города Кировска Андрей Звонарь.
В Северо-Западном региональном центре (СЗРЦ) МЧС России "Ъ" уточнили: сообщение о том, что вертолет перестал выходить на связь, поступило в Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Мурманской области около десяти вечера. По тревоге на поиски пропавшего вертолета направили вертолет Мурманского авиационного предприятия, но из-за сильного тумана он не смог добраться до предполагаемого места аварии. Тем временем от случайных очевидцев катастрофы стало известно, что пропавший вертолет рухнул в озеро Восточное Мунозеро, в месте впадения реки Щучья. Спасателям из Мурманского поискового отряда, Кандалакшского территориального подразделения ГПС и оперативной группы ГУ МЧС по Мурманской области пришлось по бездорожью, на гусеничных вездеходах пробиваться к месту падения вертолета. Еще до их прибытия на место стало известно, что двум пассажирам Ми-8 — заместителю директора Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства Александру Степченко и главврачу санатория-профилактория "Тирвас" Валерию Купцову — удалось выжить. Мужчин, получивших множественные осколочные переломы ног, подобрали в прибрежной полосе местные рыбаки. Раненых доставили в Мурманскую клиническую больницу.
Сотрудники МЧС сумели добраться к месту падения вертолета лишь в воскресенье. Спасатели прочесали побережье озера на расстоянии 10 км от точки падения вертолета, но никого не нашли. В поисках было задействовано около 130 человек и два десятка единиц техники.
Как рассказали "Ъ" в СЗРЦ МЧС, водолазы обнаружили вертолет на дне озера, на глубине около 4 м. Машина от удара о воду раскололась на три части. К вечеру воскресенья из-под воды достали тела семи человек. Среди тех, кого успели вчера опознать,— гендиректор "Апатита" Алексей Григорьев. Надежды на то, что будут найдены уцелевшие люди, по мнению спасателей практически не осталось.
Как сообщили вчера в СКР, по факту крушения вертолета Северо-Западным следственным управлением ведомства возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности гибель двух или более лиц"). Основных версий пока две: отказ авиационной техники и потеря пространственной ориентации экипажем в сложных метеоусловиях. По некоторым данным, до капитального ремонта Ми-8 оставалось отлетать 70 часов (ресурс составлял 2000 часов), хотя его техническое состояние на момент последней проверки оценивалось как хорошее.
На месте происшествия работают следователи и криминалисты Северо-Западного следственного управления на транспорте и следственного управления по Мурманской области СК России. Им в помощь направлены криминалисты центрального аппарата СКР.