"Чтобы очистить рынок от суррогатов, надо использовать любой повод"

Россельхознадзор настаивает на прекращении импорта псевдосыров с Украины

По информации газеты "Известия", ведомство собирается ввести в законодательство термин и маркировку "сырный продукт", а также установить заградительные пошлины на импорт так называемых сырных продуктов. Руководитель информационно-аналитического центра Национального союза производителей молока "Союзмолоко" Татьяна Рыбалова ответила на вопросы ведущих "Коммерсантъ FM" Натальи Ждановой и Максима Митченкова.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Псевдосыры — это товары, которые не содержат молочного белка и жира. Главным импортером такой продукции является Украина. Закрыть ввоз "сырной продукции" Россельхознадзор предлагает из всех стран-поставщиков. В 2013 году в Россию было импортировано 35 тыс. тонн псевдосыра, из которых 20 тыс. тонн поступили с Украины, а остальное — из Польши, Латвии, Литвы, Дании и Франции.

М.М.: Госпожа Рыбалова, объясните нам — людям, которые в сырах не сильно разбираются, особенно в псевдосырах, что это такое, и чем это отличается от обычного сыра?

Т.Р.: Официально, по нашей терминологии, это называется "сырный продукт". То есть, сыр, в котором часть молочного жира заменена на растительный, как правило, это пальмовый жир растительный.

Н.Ж.: То есть часть, не полностью, там есть молочный жир и белок?

Т.Р.: Здесь есть большая уловка, потому что вот даже если 1% заменен, это все равно уже сырный продукт, но некоторые производители настолько сильно этим увлечены, что порой заменяют все, скажем, 99%. Даже такие продукты присутствуют.

Н.Ж.: Что касается украинских производителей, неужели они одни производят так называемые сырные продукты, в России технологии такие не применяются?

Т.Р.: Вы знаете, это и для российского рынка большая беда. Раньше у нас не было понятия "фальсифицированный сыр", но в последние годы объемы такой продукции стали массово расти. Сегодня я бы даже не взялась оценить, каков процент такой продукции.

К сожалению, молока становится все меньше, и все больше сырных продуктов, которые выдают за полноценный сыр. Сегодня, если вы придете в магазин и купите отечественную продукцию или продукцию Украины, у вас нет никакой гарантии, что вы не купили сырный продукт.

М.М.: Госпожа Рыбалова, а вот тогда такая инициатива Россельхознадзора, она на что направлена, на поддержку нашего производителя, получается так?

Н.Ж.: Который производит, по сути, то же самое?

Т.Р.: Скажем так, первое, это направлено на защиту потребителя. В чем большая пагубность этого, в том, что обманывают потребителя и продают ему продукт дешевый по цене натурального продукта. Эта продукция безопасна.

Н.Ж.: Так вы же сказали, что в России те же самые технологии применяются, и в этом смысле о какой защите потребителя идет речь?

Т.Р.: Защите потребителя в данном случае от импортной продукции такого производства. Со своей продукцией мы тоже стараемся бороться.

Н.Ж.: Но какая разница, они будут есть псевдосыры украинские, плохого качества, или российские?

Т.Р.: Согласитесь, что бороться надо и с тем, и с другим?

Н.Ж.: Да, я как раз об этом и говорю.

Т.Р.: Правильно. Со своей продукцией мы боремся, но должны оградить себя и от импортных поставок. Это два процесса, которые должны идти одновременно.

Н.Ж.: Хорошо, как вы считаете, есть ли какая-то политическая составляющая в этом возможном решении?

Т.Р.: Вы знаете, я бы не искала политической составляющей. Вот если бы мы многие годы поменьше говорили в отношении молочной продукции о политической составляющей, может быть, этой продукции на нашем рынке было бы меньше, и наши бы производители ее меньше производили. Вот эта мода, она вообще пошла с Украины у нас. Потому что Украина первая стала испытывать острый недостаток молока. А потом и наши сообразили, что можно зарабатывать, выдавая, по сути, суррогат за полноценный натуральный продукт. Причем, я вам скажу, что уровень фальсификации на Украине гораздо выше, чем у нас.

Н.Ж.: То есть вы поддерживаете? В конце разговора хочется резюмировать.

Т.Р.: Однозначно. Любые ограничения, связанные с тем, чтобы в Россию не поступали плохие суррогатные продукты, я однозначно поддерживаю, даже если есть политическая составляющая. Любой повод надо использовать для того, чтобы очистить наш рынок.

Вся лента