"Есть две силы, способные разорвать порочный круг"
Какие реформы прописал Украине Каха Бендукидзе
Автор либеральных реформ в Грузии Каха Бендукидзе получил второй шанс провести кардинальные реформы. На сей раз — на Украине
Из пяти членов вновь образованного экономического совета при Минэконоразвития Украины Бендукидзе — единственный практик, да еще и со знанием постсоветских реалий, так что не исключено, что предлагаемые им меры по исправлению экономического крена будут взяты за основу его соратниками по совету — канадцами и американцами. Совет, к слову, образован по предложению Канады, где сильна украинская диаспора. Реакция официального Тбилиси на появление в Киеве Бендукидзе была положительной ("он не лишен здравого смысла, способен на драйв и может принести украинцам пользу"). Что готов предложить Украине Бендукидзе? Свои идеи и планы он озвучил в лекциях и интервью, коих прочитал и раздал за последние три месяца немало. "Огонек" выписал основные рецепты.
О важности реформ
Я работал в разных странах, но такой плохой ситуации, как на Украине, не видел нигде. (...) Украина была одной из ведущих республик СССР по доле ВВП на душу населения — 5-е место, но потом скатилась на 9-е. Ее экономика росла медленнее всех: ее обогнали даже Молдова и Киргизстан. Польша 20 лет назад имела равный с Украиной уровень доходов, сегодня она богаче в три раза. Украину обогнали даже Болгария и Румыния, считающиеся самыми бедными странами ЕС. Упущено 20 лет. За это время Украина вернулась к исходной точке — к тому уровню ВВП, какой был у нее в 1990 году. (...) Что делать для исправления ситуации в экономике и что в политике, понятно, но эти меры несовместимы между собой. Вопрос стоит так: сохранится ли Украина и какой она будет? (...) Я готов помогать, но реформировать Украину должны украинцы. Реформ еще толком не было, потому что народ любит популистов. Тут выбирают тех, кто больше обещает, а потом для выполнения обещанного повышает налоги, уровень бюрократии и увеличивает энергосубсидии. Народ не богатеет и... выбирает еще больших популистов. (...) Есть две силы, способные разорвать этот порочный круг,— украинский народ и Владимир Владимирович Путин. (...) То, что случилось в Донецке,— прямое следствие порочного круга. Мне говорят, что реформа будет болезненна. Но ведь и при гангрене ногу приходится ампутировать. Есть только три варианта: или ее отрежут, или она отвалится сама, или пациент умрет. У Украины аналогичный выбор. Где в Ветхом Завете записано, что она должна существовать? Многих цивилизаций и народов больше нет — Урарту, шумеров, хеттов... На украинцах сегодня проводится эксперимент по изменению послевоенного устройства мира, и он может кончиться для них плохо.
Быстрый курс
Новые украинские власти, судя по всему, решили перенимать грузинский опыт реформирования страны "пакетом": помимо Бендукидзе в Киеве ожидают бывшего замминистра юстиции Грузии Георгия Вашадзе с командой
Георгий Вашадзе, ныне депутат грузинского парламента от "Единого национального движения" (партия Саакашвили), в феврале претендовал на пост мэра Тбилиси, но на родине не преуспел. Зато давние приятельские отношения с Виталием Кличко открыли ему украинскую альтернативу. Похоже, теперь она станет мейнстримом: Вашадзе уже предложил украинцам реформировать систему госзакупок (через форсированное внедрение электронных торгов), но главное — реализовать разработанную им концепцию "домов юстиции".
Россиянам, не посещавшим Грузию в последние четыре года, такой термин не знаком. Зато он известен в мире, а англичане, например, требуют от своего правительства перенять этот ценный грузинский опыт. О чем речь? О грузинской версии "одного окна", воплощенной в стеклянном здании, где за считаные минуты можно оформить загранпаспорт, получить любую справку, зарегистрировать бизнес... Для того чтобы это стало возможным, власти в течение нескольких лет создавали единую информационную базу всех ведомств. Проект был начат в 2011 году, но развился быстро, и сегодня почти во всех крупных городах Грузии такие дома — повод для гордости и местная достопримечательность (одно из условий контракта на их строительство — сверхсовременный художественный дизайн). Впрочем, в Грузии гордятся не только их внешним видом, но и тем фактом, что максимальное время в очереди за осуществлением бюрократический формальности — 16 минут, минимальное — 15 секунд. При Домах юстиции появились Just Cafe, где можно получить все те же услуги, но уже совсем по-барски — за столиком, попивая кофе или вино. А еще есть и Just Drive — нечто схожее по стилю работы с Макавто: гражданин подъезжает на своем автомобиле к специальному терминалу, прикладывает iD-Карту (грузинский вариант паспорта) и получает все ранее заказанные документы.
Вашадзе все это великолепие обещает и Украине. Для утомленных годами бюрократической волокиты украинцев такое вполне может стать зримым символом реформ. И даже если не задастся со всем остальным, оправданием Майдана.
Оценка ситуации
Как может страна развиваться, если тратит так много? По экономии бюджетных средств Украина на последнем месте. Госдолг вырос с 12,3 до 45 процентов, бюджетный дефицит достиг 9 процентов в прошлом году (говорят, что эта цифра занижена). 5 процентов ВВП тут тратят на субсидии на энергетику. (...) Последние годы я только и слышу слова "Украина, долг, прокачка, задвижка, "Газпром"" — все время и в разных комбинациях. Я люблю такой показатель, как количество физических объемов энергии (мегаджоулей), который тратит страна на производство одного доллара ВВП. По нему Украина — на 2-м месте, на первом — Туркменистан, обладающий собственным газом. Куда меньше Украины тратит та же Польша, хотя зимы там холодные, территория не многим меньше, да и газа своего нет (на Украине больше собственного газа, чем у Польши угля). Германия с населением в два раза больше украинского потребляет меньше энергии и при этом ее ВВП больше в 10 раз. (...) Ох уж эти европейцы-скупердяи! Нагреют комнату, потом кутаются в пледы, утром у них в домах прохладно — экономят. Может, потому так хорошо и живут, что экономят?.. Пора Украине слезать с "иглы", и высокая цена на газ — прекрасная мотивация, чтобы это сделать. (...) Еще хороший показатель — количество больничных коек на душу населения. Чем их меньше, тем выше уровень развития медицины: технологии прогрессируют, стоимость медуслуг растет, лечат тщательнее и выписывают побыстрее. Украина почти не сокращала число коек, их тут очень много. (...) Страна занимает 144-е место по индексу восприятия коррупции — это тот самый случай, когда дискуссия о том, кто хуже Украины, не имеет смысла. Страна по этому параметру стоит низенько-низенько. А согласно докладу Doing Business, Украина — на 112-м месте по условиям для ведения бизнеса. Для сравнения: Грузия — на 8-м. По уровню жесткости налогового пресса Украина на 164-м месте. Я не знаю, есть ли кто-то ниже, если да, то в этих странах налоговые инспектора, наверное, убивают. По индексу свободы экономики Украина на 155-м месте. Удивительно ли, что ее экономика не растет? (...) Чтобы отправить на экспорт товар в Грузии, нужно 4 документа, на Украине — 6. Что делают эти два документа? Создают самостийность? В Грузии на то, чтобы зарегистрировать имущество, нужно два дня, на Украине — 45. На Украине лучше зарегистрированное имущество?
Из биологов в реформаторы
Каха Бендукидзе родился 20 апреля 1956 года в Тбилиси. Окончил биологический факультет Тбилисского госуниверситета, аспирантуру МГУ. С 1981-го работал в Институте биохимии и физиологии микроорганизмов АН СССР. В 1990-м акционировал компанию "Биопроцесс", через год вместе с Московской нефтяной биржей учредил АО "Народная нефтяная инвестиционно-промышленная евроазиатская корпорация" (НИПЕК). В 1993-м "Биопроцесс" выиграл аукцион по продаже акций "Уралмаша", на его базе был создан холдинг "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ). В 1998-м Бендукидзе занял пост гендиректора ОМЗ. В 2004 году ушел в отставку, был назначен министром экономики Грузии, а затем — министром по координации реформ. В ноябре 2005-го продал принадлежавшие ему 25 процентов акций ОМЗ за 40 млн долларов. В 2008-м занял должность главы канцелярии правительства. С 2009 года не состоит на правительственных должностях. В 2010 году выкупил у государства имущество Аграрного университета. Недавно грузинская прокуратура допросила его по делу о мошенничестве и сокрытии налогов. Сам Бендукидзе называл обвинения абсурдными, а допрос в прокуратуре — "гонением на политических оппонентов". "Они боятся Каху Бендукидзе, считая его врагом только потому, что с его именем связаны успешные реформы",— считает член парламента Давид Дарчиашвили.
Что делать?
Нет смысла копаться в прошлом. Потому мы и провели налоговую амнистию в Грузии: можно было затребовать свое налоговое дело до 2004 года и его сжечь. Радикальнее не делал никто, но даже это не означало, что у нарушителей будет второй шанс. Не понявших наказывали: число заключенных в Грузии выросло в пять раз с 2004 года. (...) Украине надо снижать уровень коррупции и налогов. В Грузии битва с коррупцией заняла три года. Есть опыт таможни Мексики: они набрали 1,5 тысячи человек, тренировали их, а потом за одну ночь заменили всех таможенников. Украина может попробовать. А еще ей надо пересмотреть налоги. Обнал в Киеве "стоит" 13 процентов! Это значит, что очень высокие налоги и от них уходят с помощью высокопоставленных чиновников МВД. Люди готовы платить 13 процентов за такую услугу... Это ж какие тут налоги?! В первую очередь надо снижать налогообложение труда, так как это путь к росту экономики и расширению занятости. Не нужны Украине всевозможные фонды — пенсионный, соцстраха... Это же обман трудящихся! Это же правительство отвечает за выплату пенсий. Зачем отдельный фонд?.. Все деньги все равно поступают в единый бюджет. По налогам: НДС не должен превышать 20 процентов, но он неизбежное зло. Налог на имущество надо централизовать, отдать в регионы, ограничить сверху, а процедуру повышения налогов сделать крайне сложной — вплоть до референдума. (...) Нужно делать так, чтобы Ян Кум (украинец, эмигрировавший в США, создатель мессенджера WhatsApp.— "О"), не уезжая из Киева, создал бы такую же компанию и продал бы ее тут же за 19 млрд долларов. Не надо выкорчевывать безжалостно все, что мешает таким Янам Кумам создавать компании. (...) Мои рецепты: уничтожать лишнее регулирование, уменьшать налоги, ликвидировать субсидии, заложить предельный уровень дефицита бюджета и госдолга в Конституцию, чтобы неповадно было популистским правительствам менять их в угоду своим интересам, стабилизировать валюту и приватизировать как можно больше. Приватизировать не только в экономике, но и школы, университеты, больницы. Чем больше государство сосредотачивается на защите порядка и охране правосудия, а общество тщательно следит за тем, как оно это делает, тем богаче будет Украина. (...) Нужно уменьшать бюрократию. Я придумал такой тест: наносится ракетный удар по украинским министерствам, а граждане должны сказать, когда будет больно. При этом люди не гибнут, такой вот безвредный удар. Зачем Украине Министерство молодежи и спорта? А Минобразования? Тем, кто читал закон о высшем образовании, все ясно... И даже если такой "снаряд" попадет в Минобороны, ничего страшного не будет, потому что от этого министерства разве что и есть только здание. Сейчас Украина тратит на армию несколько процентов ВВП. Правильный вопрос: сколько надо денег, чтобы создать армию, как ее создавать и какой она должна быть? Та же история с МВД. Где милиция была в Донецке? Значит, ее нет и в других городах! (...) Во Львове в "ночь гнева" милиционеры попрятались и были организованы народные дружины, чтобы город не разграбили. В частных разговорах на Украине почти все, с кем я общаюсь, говорят: у нас нет армии, милиции, судов, но публично власть продолжает говорить и делать вид, что они существуют.
Проблемы
Плохая экономика усугубляется на Украине сложной внутри- и внешнеполитической ситуацией. Нет простых и элегантных решений, а главное — я не видел, чтобы большинство украинской элиты было готово эти проблемы решать. Я не вижу в ней желания проводить радикальные изменения. Как говорилось в детском стихе, "из болота тащить бегемота". В правительстве есть такие люди, но их немного, жаждущих не остаться во власти, а помочь в тяжелейшей ситуации, когда стране угрожает агрессия, раскол и распад одновременно. (...) На Украине источником власти является народ. Разве Путин подсыпал бюллетени за Януковича? Украинцы сами его выбрали. Кто является источником власти в стране, где оболванили народ? Сам оболваненный народ. Не дайте себя оболванить снова! (...) Хватит жалеть отдельных людей, пожалейте страну! На Украине революция не завершена. Показатель простой: завершенность революции приводит к смене элит. На Украине какая была элита, такая и осталась.
Перспективы
Если Украина перестанет убивать экспорт бюрократией и пугать бизнесменов чудовищными налогами, проверками и поборами, то она — единственная страна Европы, имеющая достаточно квалифицированных рабочих рук, чтобы потеснить Китай и китайские товары на рынке Евросоюза. Часть китайской экономики, которая обслуживает экспорт в Европу,— 27 млн человек. На Украине уровень зарплат и квалификация рабочих такие же, как и в Китае. Чтобы занять хотя бы половину китайского экспорта в ЕС, нужно переориентировать на это 13,5 млн украинцев. Городская занятость на Украине — 18 млн работающих. То есть задача непростая, требующая инвестиций, но она выполнима.
Мнения
Наталья Акиндинова, директор института "Центр развития" НИУ ВШЭ
То, что Бендукидзе сосредотачивается на бюджетной политике, для Украины более чем верно. Все последние годы там была неустойчивая бюджетная система с огромным дефицитом, и, конечно, упорядочивание контроля за расходами и фиксация налоговой нагрузки с ее уменьшением назрели. То, что в результате таких реформ неизбежно пострадают социально незащищенные слои, уменьшится социальная составляющая бюджета, логично, потому что такие расходы составляют большую часть бюджета и без их уменьшения сбалансировать бюджет не получится. Что до предлагаемых Бендукидзе мер по снижению административной и регуляторной нагрузки на бизнес, сокращению госаппарата и борьбе с коррупцией, это более чем понятно и оправдано. Если этим заниматься последовательно и честно, это принесет плоды. Хотя, на мой взгляд, в столь же радикальном варианте реформ, как это было сделано в Грузии, на Украине не получится: страна куда больше по размерам и населению, а такие жесткие меры лучше удаются в маленьких странах. То есть урезание социальной составляющей с учетом украинской специфики может идти не столь жестко и быстро. А вот меры по улучшению бизнес- и инвестиционного климата вполне даже могут быть осуществлены в полной мере и скоро. Благо, эти рецепты опробованы не только в Грузии.
Борис Немцов, (в 2005-2006 годах — советник президента Украины Виктора Ющенко)
То, что Каха Бендукидзе станет советником на Украине,— хороший сигнал для этой страны. Бендукидзе многое сделал в Грузии, и то, что грузинская экономика сейчас успешно развивается, малый и средний бизнес растет, налоги снижены, а коррупция серьезно сократилась,— в изрядной степени его заслуга. Мне трудно сказать, даст ли ему Порошенко осуществить что-то радикальное, потому что не знаю, какие между ними договоренности. Но я знаю Каху: если Порошенко ему это сделать не даст, Бендукидзе хлопнет дверью, причем довольно быстро. Он не будет просто просиживать штаны, тем более такого большого размера. Если он увидит, что все бутафория и клоунада, а его пригласили ради того, чтобы пустить пыль в глаза, он в этом участвовать не будет. Он — только по содержательной части. Конечно, Украина безнадежно отстала в плане рыночных реформ. Она всегда была во власти популистов. Они придерживались разных взглядов в отношении сотрудничества с ЕС и Россией, но это не меняло их популистской сущности. Сейчас у Порошенко выбор небогат: или он идет на реформы, или его сносит разгневанный народ. Если Каха проведет реформы, о которых он говорит, то результат будет, другое дело, что для этого потребуется время.