Рособороннаступление
Сергей Шойгу наступает на полномочия Дмитрия Рогозина в сфере оборонзаказа
Как стало известно "Ъ", министр обороны РФ Сергей Шойгу предложил президенту России Владимиру Путину упразднить Федеральную службу по оборонному заказу, находящуюся в ведении вице-премьера Дмитрия Рогозина, распределив ее функции между другими ведомствами. Несколько месяцев назад господин Шойгу уже обращался по тому же поводу в правительство, но там поддержки не нашел. В Белом доме и сегодня уверены: Рособоронзаказ в своем нынешнем виде эффективен.
О том, что Сергей Шойгу направил Владимиру Путину письмо "О реализации контрольной функции в сфере гособоронзаказа", "Ъ" рассказал источник в аппарате министра обороны. "Документ за N205/2458 был отправлен в администрацию президента 15 мая",— проинформировал собеседник "Ъ".
В письме ("Ъ" располагает его копией) господин Шойгу докладывает господину Путину об итогах анализа эффективности работы органов исполнительной власти по контролю за государственным оборонным заказом (ГОЗ). Он напоминает, что Счетная палата осуществляет контрольные функции в сфере расходования бюджетных средств, а Федеральная антимонопольная служба — в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. По поручению президента при Генпрокуратуре РФ также создана межведомственная рабочая группа по предотвращению нарушений законности в сфере ГОЗ. "Рособоронзаказ дублирует или частично дублирует эти функции",— считает господин Шойгу. Он также отмечает, что Минпромторг ведет реестр всех организаций оборонно-промышленного комплекса, в то время как Рособоронзаказ — исключительно реестры единственных и недобросовестных поставщиков, но аналогичные списки составляются и в антимонопольной службе. "Отсутствие непосредственных связей с организациями промышленности не позволяет Рособоронзаказу осуществлять объективную оценку их производственных возможностей, в отличие от Минпромторга",— говорит министр обороны, добавляя, что служба не способна обеспечить необходимые условия для осуществления лицензирования деятельности предприятий. В документе утверждается, что одной из причин несвоевременного размещения заданий ГОЗ этого года является неэффективная деятельность Рособоронзаказа "по согласованию проведения закрытых процедур с применением конкурентных способов определения поставщиков", а также "заключения контрактов с единственными участниками торгов".
Решить проблемы Сергей Шойгу предлагает достаточно радикально. "С целью сокращения расходов федерального бюджета целесообразно осуществить перераспределение функций Рособоронзаказа между органами государственной власти с последующим его упразднением, в том числе территориальных органов",— пишет министр обороны. Он предлагает передать функции по контролю над расходованием средств Счетной палате, контрольные функции по размещению заказов по линии ГОЗ, ведение реестра недобросовестных поставщиков — ФАС, а ведение реестра единственных поставщиков, как и право выдачи лицензий предприятиям оборонно-промышленного комплекса,— Минпромторгу. "Это позволит сократить административные издержки государства на содержание аппарата",— резюмирует господин Шойгу.
Для Сергея Шойгу обращение по этой теме к руководству страны не первое. По словам другого собеседника "Ъ" в Белом доме, с подобной инициативой министр обороны выступил в январе 2014 года, направив аналогичное письмо на имя премьера Дмитрия Медведева. "Даже было проведено специальное заседание правительства под его руководством по этому поводу с участием Дмитрия Рогозина",— говорит он. Вице-премьер, по его информации, эту идею не разделял, поскольку именно с его подачи в 2012 году Рособоронзаказ переводился в подчинение правительству для оптимизации работы всей структуры ГОЗ. Решения по этому вопросу на январском совещании принято не было: премьер посчитал, что, если речь пойдет о ликвидации Рособоронзаказа, следует ставить вопрос и о целесообразности существования Федерального агентства по поставкам вооружения, военной и специальной техники (Рособоронпоставка), находящегося в ведении Минобороны. Не добившись успеха в правительстве, господин Шойгу принял решение обратиться напрямую к президенту.
Доводы министра обороны насчет "издержек" источник "Ъ" в правительстве называет "достаточно слабыми". "В 2013 году на функционирование ведомства выделялось около 420 млн руб., что в сравнении с иными органами просто ничтожно мало",— говорят там. При этом, как сообщал в интервью "Ъ" глава службы Александр Потапов, за три квартала 2013 года Рособоронзаказ выявил нарушения с признаками неэффективного расходования средств почти на 30 млрд руб. (см. "Ъ" от 27 ноября 2013 года).
Господин Потапов был вчера для комментариев недоступен: до конца этой недели он находится в отпуске. В Кремле письмо Сергея Шойгу официально не комментируют, однако источник "Ъ" в администрации президента сообщил, что Владимир Путин с содержанием данного письма ознакомился еще 25 мая и сразу же поставил на документе свою резолюцию: "Согласен".
В правительство пока не поступало каких-либо конкретных указаний по этому вопросу, утверждает собеседник "Ъ" в Белом доме, однако шансы на сохранение Рособоронзаказа в нынешней конфигурации минимальны.
Белый дом не имеет последнего слова в вопросе о его существовании. Практика формирования российского правительства позволяет президенту создавать и ликвидировать федеральные ведомства и силовую (подчиняющуюся ему) и несиловую (подчиняющуюся премьер-министру) части. Инициированная Сергеем Шойгу реформа, как и другие структурные реформы правительства, теперь должна быть реализована под контролем администрации президента. Именно она должна будет собирать совещания по поручению Владимира Путина, на которых, впрочем, в обязательном порядке будут присутствовать профильные чиновники правительства (Дмитрий Рогозин, чиновники Минфина, Минэкономики, Минобороны, представители аппарата Белого дома). Администрация же, очевидно, будет и готовить проект указа о ликвидации Рособоронзаказа. Непосредственной визы или согласования реформы в правительстве формально не требуется ни от какого правительственного чиновника, ни на каком этапе движения проекта указа.
"В случае упразднения Рособоронзаказа функции службы будут, скорее всего, частично переданы в аппарат военно-промышленной комиссии при правительстве, полномочий у нее будет явно больше, чем у службы,— продолжает правительственный источник "Ъ".— Сотрудникам Рособоронзаказа будет предложено перевестись на работу в Федеральное космическое агентство, которому планируется расширить штат с 250 до 450 человек".
Вчера никто из опрошенных "Ъ" источников не смог назвать конкретных сроков перераспределений полномочий в сфере ГОЗ и упразднения ведомства. Но, как опять же показывает практика, в оборонной сфере такие вопросы могут решаться предельно оперативно.