LCV докатились до утилизации
Правительство РФ рассматривает меры поддержки рынка коммерческих автомобилей
На фоне продолжающегося падения российского автомобильного рынка автоконцерны добиваются новых мер господдержки. По инициативе Нижегородской области правительство рассматривает возможность запуска в регионах программы утилизации легких коммерческих автомобилей (LCV), аналогичной той, что поддержала рынок легковых машин в кризис. По оценкам участников рынка и аналитиков, утилизационный грант в рамках программы может составить около 150 тыс. руб., в этом случае на ее реализацию в 2014 году потребуется от 1,5 млрд руб. из бюджета. Профинансировать программу могут из резервного фонда правительства, но окончательно ясности с источниками средств пока нет.
В пятницу Владимир Путин и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев обсудили возможный запуск программы утилизации LCV. Речь идет о старте программы не по всей России, а лишь в регионах, где располагаются крупные автозаводы. Валерий Шанцев заявил, что первый квартал производители LCV «нормально начали, но есть некоторые трудности». По подсчетам губернатора, программа утилизации только в Нижегородской области обеспечит продажи «10 тыс. автомобилей дополнительно».
Как пояснили «Интерфаксу» в пресс-службе губернатора, в ответ на письмо с предложением о запуске программы, направленное две недели назад, Владимир Путин уже дал соответствующее поручение главе Минпромторга Денису Мантурову проработать вопрос. «Планируется, что деньги на проведение программы в отдельных субъектах РФ, где располагаются крупные автопроизводители, будут выделены из резервного фонда правительства», — сообщили в пресс-службе.
Российский авторынок падает с апреля 2013 года. По данным «Автостата», за прошлый год продажи LCV снизились на 3,4%, рынок показал отрицательный результат впервые за пять лет. Лидером рынка традиционно является «Группа ГАЗ», продавшая в 2013 году 82,4 тыс. машин, что на 8,7% меньше, чем годом ранее. По данным «Группы ГАЗ», по итогам периода с января по апрель российский рынок LCV упал на 18%, а продажи самой группы снизились на 16%.
Автопроизводители предложению Валерия Шанцева обрадовались. Вице-президент «Группы ГАЗ» Елена Матвеева считает, что «программа утилизации LCV крайне необходима» для рынка. «Сегмент LCV — один из наиболее чувствительных к снижению спроса, и сейчас падение рынка LCV значительно глубже, чем в сегменте легковых автомобилей», — отметила госпожа Матвеева. По ее оценке, «оптимальный размер» утилизационной премии в рамках программы может составить около 150 тыс. руб. за автомобиль, но «даже меньшая сумма все равно окажет положительный эффект на рынок». Госпожа Матвеева отметила, что сейчас предложение Валерия Шанцева «анализируется в правительстве», но автопроизводители «очень рассчитывают» на положительное решение. В «Соллерсе» тоже «полностью поддерживают» программу утилизации LCV. «С учетом уже накопленного падения рынка LCV без мер господдержки обеспечить восстановление рынка до уровня 2013 года будет сложно», — сообщили „Ъ“ в компании.
В Минпромторге считают «целесообразным поддержать предложения о реализации региональных программ утилизации в форме предоставления субсидий субъектам РФ с целью стимулирования спроса». Но пока проект находится «в самом начале процесса обсуждений и консультаций», поэтому с «возможными источниками финансирования» окончательной ясности нет.
Пока наиболее действенной мерой по стимулированию российского авторынка была госпрограмма утилизации, действовавшая с марта 2010 года по июнь 2011-го, которая обошлась бюджету в 30 млрд руб. Программа предусматривала выдачу утилизационных сертификатов и затем скидку 50 тыс. руб. на приобретение новой машины отечественного производства. Больше всего автомобилей в рамках программы удалось продать АвтоВАЗу.
По мнению Андрея Рожкова из «Метрополя», пока сложно сказать, будет ли реализована инициатива нижегородского губернатора. Но если программа будет осуществлена, то определенно стимулирует рост продаж и окажет положительный эффект — в рамках программы в 2014 году может быть продано 5–10 тыс. автомобилей, тогда из бюджета на эту меру поддержки российского рынка LCV может потребоваться около 1,5 млрд руб. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» добавляет, что реализация программы утилизации LCV зависит не только от лоббистских усилий автоконцернов, но и от желания государства, которое сейчас не испытывает острой необходимости в стимуляции авторынка. Есть важные для правительства косвенные факторы, связанные с состоянием автопрома, — например, занятость населения и налоговые поступления в бюджет. Но, подчеркивает аналитик, пока нет ни «катастрофического падения рынка», ни дополнительных источников финансирования в бюджете.